У початок
«Орлен Летува»: Мы не исключаем, что сможем создать сеть из партнеров по программе Ventus

«Орлен Летува»: Мы не исключаем, что сможем создать сеть из партнеров по программе Ventus

Для крупнейшего поставщика евробензина в Украину, литовской «Орлен Летува», наступил новый этап в истории. В этом году произошло событие, ожидаемое последние несколько лет, – начало выпуска на Мозырском НПЗ бензина стандарта Евро-5. Первый же терм-контракт белорусов с дуэтом крупных премиальных сетей ОККО и WOG облегчил «украинский» портфель «Орлен Летува» на 30 тыс. т бензина А-95 в месяц. Ситуацию отягощает общая конъюнктура и особенности внутреннего рынка Украины.

Высокие мировые цены снизили потребление, а госрегулирование привело к выбросу на рынок массы фальсификата, с которым сложно конкурировать. В то же время лето вновь расставило все по своим местам: в мае «Орлен Летува» отправила в Украину рекордные 50 тыс. т «светлых», а в августе планируется дальнейший рост месячных поставок. Об этом и многом другом мы поговорили с куратором украинского направления поставок Orlen Letuva Юлюсом Немунисом и главой украинского представительства компании Игорем Майстренко.

OilNews: Первый вопрос, конечно же, о Беларуси. Как вам неведомая ранее конкуренция на «премиальном» направлении?
Юлюс Немунис: Знаете, все в нашей жизни относительно. Когда-то мы мечтали о 300 тыс. т поставок в Украину, а в прошлом году продали 600 тыс. т. Да, плохой был в плане поставок апрель 2011 г., но в мае ситуация заметно улучшилась, а в августе мы попробуем взять ранее неведомую высоту – почти 80 тыс. т. По итогам первого полугодия мы вышли на прошлогодний уровень и будем надеяться, что удержим высокий темп поставок. Все в порядке, мы привыкли конкурировать, и нас это не пугает. Намного большую обеспокоенность у нас вызывает падение потребления нефтепродуктов в Украине. Проведенные нами и украинскими специалистами исследования показывают, что в 2011 г. падение реализации бензина А-95 в зависимости от региона составило 15-25%. Вот где настоящая проблема.
А наших белорусских коллег мы чувствуем и благодарны им за то, что они не дают нам сидеть без дела. Мы к этой конкуренции были готовы и нам есть, что показать клиенту. У Мозыря лучше логистика, а у нас четче отгрузки. В Беларуси чувствуется усиленное влияние государства на работу этого предприятия и на сектор в целом, которое иногда преподносит сюрпризы в период посевной и уборочной, например. Вот и ремонт Мозыря в мае-июне показал, что поставки непредсказуемы. У нас все иначе. Мы стабильны и понятны при любых условиях, хотя также подвержены форс-мажорам. Помните, в Мажейкяе вакуумная колона рухнула? Но поставок мы не сорвали. Насколько мне известно, пока объемы экспорта у Мозыря ограничены этими 30 тыс. т Евро-5, которые купили ОККО и WOG, остальной продукт пока не отвечает современному евростандарту. У «Орлен Летува» весь объем бензина соответствует Евро-5 и его ресурс фактически ничем не ограничен. При этом наше топливо может купить любой – без тендеров и т.д. Хоть состав, хоть вагон.
OilNews: А как насчет демпинга, есть он, как вы считаете?
Юлюс Немунис: Не скрою, вопросы к ценообразованию на белорусский продукт у нас имеются. Когда цены в I квартале ежедневно росли, в некоторые дни разница между декларируемыми на украинской таможне ценами на литовский и белорусский продукт достигала $140/т. Мы понимаем, что отчасти это вызвано различными формулами цены: у нас трехдневный котировальный период, тогда как наши белорусские коллеги считают цену по месяцу. Еще раз повторю: на наш взгляд, настоящая современная конкуренция это условия поставок и уровень сервиса для клиента.
OilNews: Кстати, Литва тоже граничит с Беларусью, ощущаете ли вы демпинг со стороны белорусских НПЗ?
Юлюс Немунис: Наших соседей мы намного лучше чувствуем в Украине, нежели в Литве, чему, на мой взгляд, есть несколько причин. Во-первых, в Литве есть такой барьер, а точнее требование хранить долгое время 15% от объема импортируемого топлива в качестве госрезерва. К слову, наш завод как импортер нефти тоже вынужден выполнять данную норму, и это требует колоссальных затрат. Во-вторых, топливо ниже Евро-5 в Литву не завезешь, а у белорусов, как я уже говорил, нет свободных объемов этого бензина. Но самое главное, по моему мнению, заключается в требованиях рынка, а именно в стабильности поставок и больших штрафных санкциях за их срыв. Контракты с автозаправочными сетями расписаны буквально по часам, и если вдруг случается какой-либо сбой, начинаются проблемы. Думаю, белорусы к таким жестким условиям пока не готовы. Они охотнее переваливают нефтепродукты в Европу в портах Прибалтики. Единственное, что беспокоит даже не столько нас, сколько правительство, это так называемый бензиновый туризм. Литовцы из приграничных регионов заправляются на белорусских АЗС и даже делают на этом бизнес, используя автомобили с увеличенными бензобаками.
OilNews: Каков ваш сегодняшний взгляд на инициативу украинских НПЗ и Минэнергоугля по поводу введения пошлин на импорт нефтепродуктов?
Юлюс Немунис: Свое мнение мы высказывали неоднократно, и оно, разумеется, негативное. Мы – за равные условия для всех игроков рынка. Сегодня мы даже видим определенные спекуляции, мол, от поставок из стран Таможенного союза страдают не только украинские производители, но и европейские – их импорт снижается. Однако пошлины планируется ввести на все направления, а не только в отношении Беларуси и России! Если это произойдет, наши объемы не уменьшатся, думаю, они практически исчезнут. Поэтому мы против пошлин, и, как вы знаете, «Орлен Летува» участвует в спецрасследовании Минэкономики. Пока вопрос отошел на второй план в связи с ростом цен на нефть и нефтепродукты. При условии ввода пошлин в Украине цены были бы еще выше. Но эта угроза не прошла, думаю, что правительство взяло определенный тайм-аут.
И здесь надо помнить, что с сентября акциз на бензин вернется не прежний уровень, и это снова будет держать цены на колонках в напряжении. Мне кажется, что более актуальным и своевременным для украинского рынка была бы разработка такой системы налогообложения, которая бы стимулировала поставки качественного продукта. Если пошлины – то только на низкокачественные нефтепродукты, вот вам и защита украинского производителя.
Игорь Майстренко: На своем уровне мы пытаемся инициировать внедрение дифференцированной ставки акцизного сбора на бензины и восстановление прежних дифференциалов на дизтопливо в зависимости от качества продукции. С учетом разницы в котировках на продукты разного качества на европейских рынках мы предлагаем установить ставку акцизного сбора на продукты Евро-5 на €10/т ниже, чем на стандарт Евро-3 и Евро-4. Мы были удивлены и тем, что в результате апрельских изменений акциза льготу потеряло низкосернистое ДТ с серой 10 ppm. Мы хотим вернуться к прежней льготе на уровне €20/т относительно Евро-4. Дизтопливо не основной продукт в наших поставках, но даже те небольшие поставки утрачивают привлекательность. Создание цивилизованных стимулов по принципу «выше качество – ниже налог» для поставки более качественных нефтепродуктов позволит увеличить объемы поставок высококлассных нефтепродуктов по импорту и будет способствовать увеличению его выпуска на украинских НПЗ.
OilNews: Учитывая ужесточающуюся конкуренцию и передовой опыт по части сервиса, о котором вы говорите, не пришло ли сегодня время создать торговую структуру в Украине? Те же белорусы уже передали «БНК-Украина» эксклюзив по продаже дизельного топлива украинским контрагентам.
Игорь Майстренко: Создание торгового дома – вопрос не новый. Возможность его открытия нами изучалась еще пять-шесть лет назад, когда еще «Мажейкю нафта» принадлежала «ЮКОСу». Ответ пока прежний: Украина остается весьма рискованным и сложным рынком для прозрачных компаний, как «Орлен Летува». Время от времени складываются самые неожиданные ситуации: то производство компонентов бензина, то появление компаний с безналоговым импортом… Или возьмем ситуацию с той же пошлиной. Допустим, мы открыли здесь компанию, обзавелись активами, контрактами, взяли на себя обязательства, вложили деньги. А потом вводят пошлины – и наш товар оказывается вне рынка, как работать в таких условиях? Я не говорю о массе нюансов, которые украинские компании преодолевают ежедневно и уже зачастую их не замечают… Поэтому мы продолжаем тестировать ситуацию и как только увидим стабильность, вопрос сдвинется с мертвой точки. Закон рынка о необходимости максимально приблизить товар к потребителю никто не отменял. Например, недавно мы посетили нефтебазы в Киеве, Одессе, Донецке, получили представление о возможных пунктах хранения. Мы держим руку на пульсе рынка.
OilNews: Расскажите, как компания пришла к решению реанимировать программу топлива Ventus?

Юлюс Немунис: Внутри «Орлен Летува» долго шли дебаты насчет того, возрождать Ventus или нет? Как вы знаете, польский концерн Orlen продвигает свою марку Verva, однако в случае с Украиной этот вариант не подходит. Во-первых, «Орлену» рискованно доверять свою марку чужим сетям, во-вторых, какой резон украинским сетям торговать брендом другой топливной компании, пускай она пока и не представлена в Украине? В свою очередь Ventus является по сути торговой маркой производителя, но главное, что для небольших независимых украинских сетей создание и раскрутка собственной марки бензина зачастую не под силу. Думаю, нашим партнерам в Украине совместно с нами можно попробовать сделать еще один общий проект. Время немного упущено, но Ventus ранее был хорошо известен в Донецке, давно представлен в Днепропетровске и Харькове. В Киеве нашим партнером в этой программе выступила крупнейшая независимая сеть «КЛО». У наших давних столичных партнеров Ventus заменит марку Евро-5 Премиум. Мы рассчитываем, что число участников этой программы будет расти и это придаст импульс увеличению поставок нашего продукта. Далее мы не исключаем, что сможем создать сеть из партнеров по программе Ventus для обслуживания их клиентов. Почему нет? Смотрите, восток уже хорошо покрыт, дело за югом и западом.

 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти