У початок

В России снова задумались над плавающим акцизом

Доработка системы плавающего акциза на топливо находится в завершающей стадии согласования с другими заинтересованными ведомствами. Об этом заявил на заседании «Делового клуба» заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, сообщает «РБК».

«ФАС рассчитывает, что эта система в течение года будет доработана, и надеется, что она заработает уже с 2013 г.», – подчеркнул он.
А. Голомолзин пояснил, что на данном этапе удалось продвинуться в переговорах с Министерством финансов РФ, которое раньше было против такого подхода. А также Минэнерго РФ предлагало вернуться к формульному ценообразованию на топливо исходя из уровня netback вместо плавающих акцизов.
По мнению А. Голомолзина, система гибкого налогообложения будет более эффективна, если она будет основываться не только на гибком налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и системе установления пошлин по результатам месячного мониторинга, но и на «плавающем» акцизе.
Напомним, Министерство энергетики РФ в апреле 2012 г. направило в профильные министерства и ведомства на согласование проект федерального закона, который предусматривает введение плавающих ставок акцизов. Проект дополняет ст.193 Налогового кодекса РФ еще одним (пятым) пунктом, который привяжет размер акциза к формуле с двумя переменными.
Идея введения плавающих ставок акцизов была озвучена ФАС еще год назад. Служба предлагала уменьшать налоговую нагрузку для потребителей автомобильного топлива при росте мировой цены на нефть свыше $90/барр. за счет снижения размера ставок акцизов. Также в ведомстве обсуждали отказ от дальнейшего повышения ставок, «ограничившись индексацией акцизов с темпом инфляции с коэффициентом 0,9».
В ноябре 2011 г. был подписан закон, который предусматривает повышение ставок акциза на все нефтепродукты на 30% с 1 января и на 6,5% на топливо стандартов Евро-2 и Евро-3 с 1 июля 2012 г. В дальнейшем повышение акцизных ставок запланировано с января 2013 г. и января 2014 г. Средства от акцизов на топливо поступают в дорожные фонды.
«Это значительные ресурсы – если от транспортного налога регионы получают около 90 млрд руб. ($2,76 млн), то от повышения акцизов они получат 93-94 млрд руб. ($2,85-2,88 млн)», – говорил тогда премьер-министр РФ Владимир Путин.
В сентябре 2011 г. в России также были продлены сроки техрегламента: выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива стандарта Евро-2 разрешен до 31 декабря 2012 г., стандарта Евро-3 – до 31 декабря 2014 г.,  Евро-4 – до 31 декабря 2015 г. Оборот топлива класса Евро-5 предполагается не ограничивать.
В Украине, чтобы снизить влияние растущих нефтяных котировок на формирование внутренних розничных цен на топливо, в мае 2012 г. был введен плавающий акциз на нефтепродукты. Согласно закону к базовой ставке акцизного налога на нефтепродукты, установленной до конца 2012 г., каждую декаду будет добавляться, или вычитаться из нее (в зависимости от средней стоимости нефти Brent (DTD), на бирже ICE за предыдущую декаду) корректирующая сумма, которая не может превышать 50% базовой ставки.
При средней цене $105-125/барр. нефти Brent (DTD) расчет корректирующей суммы не проводится, таким образом, акциз меняться не будет. При средней цене менее $105/барр. он будет увеличиваться, а выше $125/барр. – наоборот, снижаться.
Более того, премьер-министр Украины Николай Азаров признал, что плавающие акцизы могут спровоцировать рост цен на нефтепродукты.
По мнению аналитиков, «коридор» действия базовой ставки акциза лишен логики, поскольку ограничен пределом котировок $105-125/барр. Ведь на протяжении последних лет верхний предел средних котировок не превышал $120/барр., а нижние значения котировок на нефть были существенно меньше $105/барр. Таким образом, эксперты считают, что закон работает только на «повышение» розничных цен на нефтепродукты (за счет увеличения ставок акциза при снижении мировых цен), а не наоборот.
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти