В начало

Ручное регулирование цен несет убытки для всех без исключения сетей АЗС, – мнение

В вопросе стабилизации цен украинское правительство сделало ставку на ручное регулирование, загоняя нефтетрейдеров в рамки ценового коридора, определяемого Экспертно-аналитической группой (ЭАГ) при Министерстве энергетики и угольной промышленности. При этом принципы формирования ценовых индикативов не всегда прозрачны и понятны игрокам рынка, считает заместитель директора аналитического центра «Экспертный совет» Глеб Простаков.

«Несмотря на то, что верхние границы ценового коридора носят характер рекомендованных цен, правительство дает понять, что те компании, которые его не соблюдают, будут наказаны», – отметил эксперт.
По его мнению, последнее решение Антимонопольного комитета о наложении 150 млн гривен штрафа на компании, владеющие сетями WOG, ОККО и Shell, нужно воспринимать как санкцию за несоблюдение ценового коридора.
«Есть признаки того, что решение Антимонопольного комитета носит необъективный характер. По сути, наложение штрафов в ведомстве мотивировали фактом картельного сговора и согласованных действий нефтетрейдеров. Результатом таких действий может быть установление необоснованно высоких цен на топливо. Но факт того, что цены были завышены, комитетом не доказан, что дает оштрафованным компаниям возможность оспорить решение Антимонопольного комитета в суде», – считает Г. Простаков.
По его мнению, в пользу этого утверждения говорит и то, что АМКУ так и не принял решения по двум другим компаниям, фигурировавшим в расследовании, – ТНК-ВР и «ЛУКОЙЛ».
«Речь идет об избирательном подходе контролирующего органа к расследованию, что ставит его результаты под сомнение. Согласованные действия могли иметь место, на рынке это происходит не впервые. Но двойные стандарты при расследовании и то, как поданы его результаты, может свидетельствовать о том, что этот орган выступил всего лишь инструментом лоббистов», – отмечает эксперт.
Речь может идти о неформальных договоренностях правительства с розничными сетями, материнские компании которых самостоятельно добывают нефть и владеют в Украине нефтеперерабатывающими активами.
«Такие компании, как ТНК-ВР, «ЛУКОЙЛ», а также группа «Приват» располагают большим запасом финансовой прочности. Они могут позволить себе некоторое время торговать в убыток или с минимальной рентабельностью. Взамен они рассчитывают на существенные уступки со стороны правительства», – считают в «Экспертном совете».
В центре также отмечают, что правительство и нефтетрейдеры ведут игру с нулевой суммой, ручное регулирование цены означает убытки для всех без исключения сетей АЗС. Изначально, компенсатором для сетей, связанных с компаниями ТНК-ВР, «ЛУКОЙЛ» и группой «Приват», должно было стать введение заградительных пошлин на импорт топлива.
По мнению Г. Простакова, профильное министерство вряд ли отказалось от идеи введения пошлин, и этот вопрос, вероятно, вновь будет поднят в скором времени.
Правительству стоит сместить акценты регулирования рынка нефтепродуктов с административных инструментов на рыночные рычаги, утверждают в «Экспертном совете».
Как сообщал OilNews, накануне ЭАГ оставила до начала апреля 2011 г. предельные рекомендованные цены на топливо на прежнем уровне: бензин А-95 – 9,50 грн/л, дизельное топливо – 9,00 грн/л.
Участники рынка считают, что секретариат ЭАГ осуществляет неправильный расчет ценового коридора и не учитывает текущие реалии оптового рынка, в связи с чем все больше трейдеров вынуждены повышать цены.
Ранее премьер-министр Украины Николай Азаров заявил о необходимости заимствовать опыт США по закрытию автозаправочных станций, торгующих «по завышенным ценам».
 
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти