В начало

Казахстану необходимо госрегулирование цен на топливо, – мнение

Правительство Казахстана должно жестко регулировать цены на ГСМ во избежание их неоправданного роста.  Об этом заявил заместитель директора Центра анализа общественных проблем Республики Казахстан Канат Берентаев, сообщает Zakon.kz.

По его мнению, без госрегулирования   цены на топливо не только сравняются с российскими, но и превысят их.
«Догонят и даже перегонят российские цены, если правительство не поймет необходимость жесткого регулирования цен и тарифов на стратегические товары и услуги, в том числе на ГСМ, электроэнергию, коммунальные услуги», – заявил К. Берентаев.
«Снижение же цен на бензин, дизельное топливо и мазут вполне реально не только теоретически, но и практически», – считает экономист.
Для этого, по его мнению, необходимо, во-первых, «загрузить НПЗ Казахстана – собственной нефтью».
«При нынешнем объеме добычи нефти мы могли бы почти две трети мощностей по переработке нефти загрузить собственной нефтью, которая поступит в виде уплаты роялти», – отметил К. Берентаев.
Кроме того, считает специалист, нужно усовершенствовать налоговое законодательство.
«Можно было бы использовать налог на сверхприбыль. Я считаю, что практически вся прибыль, полученная за счет роста цен, должна изыматься в пользу государства, как от добычи нефти, так и от ее переработки. В этом случае рост внутренних цен на нефть резко снизится, а у правительства исчезнет отговорка о росте мировых цен», – сказал К. Берентаев.
«Радикальным решением должна стать национализация стратегических отраслей, потеря государственного контроля над которыми представляет реальную угрозу для национальной безопасности», – считает экономист.
Еще одной важной предпосылкой для снижения цен на ГСМ в Казахстане К. Берентаев считает увеличение собственного производства нефтепродуктов.
Напомним, предельные розничные цены на ГСМ устанавливаются в Казахстане ежемесячно с начала текущего года – с целью стабилизации спроса и предложения на рынке, а также предотвращения спекулятивных цен. Госрегулирование предельных отпускных цен на топливо в республике теперь закреплено законом. Ранее оно  действовало на договорной основе.
На сентябрь Министерство нефти и газа Казахстана приняло решение не повышать предельные розничные цены на ГСМ и оставить их на уровне августа: на бензин А-92/93 – не более 106 тенге/литр ($0,73), А-80 – не более 86 тенге ($0,59) и дизельное топливо – не более 90 тенге/литр ($0,62).
В свою очередь, трейдеры Казахстана с трудом придерживаются установленных правительством ценовых границ и не раз выступали против госрегулирования, аргументируя тем, что такая мера  не позволяет вести конкурентоспособный бизнес в республике и вынуждает владельцев независимых АЗС работать в убыток.
Во избежание дефицита топлива и неоправданного роста цен на него в Казахстане также действует запрет на экспорт нефтепродуктов до конца 2011 г.
По словам главы нацкомпании «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдина, к 2016 г. местные НПЗ полностью обеспечат внутренний рынок республики отечественными нефтепродуктами.
Справка OilNews
Нефтепродукты в Казахстане производят два НПЗ – Атырауский и Шымкентский – и Павлодарский НХЗ (входят в состав госкомпании «КазМунайГаз») и 30 мини-НПЗ.
Суммарная переработка нефти НПЗ «КазМунайГаза» – 14,5 млн т/г.
Выпуск нефтепродуктов казахстанскими НПЗ в 2010 г. составил 12,7 млн т (+12% к 2009 г.).
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти