В начало

Дефицит бензина – это шантаж правительства России нефтяниками, – ФАС

Дефицит бензина на внутреннем рынке России – это рукотворный кризис, который вполне можно назвать шантажом по отношению к правительству РФ. Об этом заявил в эфире «РБК-ТВ» глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев.

По его мнению, виноваты в происходящем крупные нефтяные компании.
«Думаю, что основная причина заключается в том, что нефтяные компании решили проучить правительство: если оно будет каким-то образом от имени государства регулировать цены, то станут появляться подобные дефициты, которые компании создавали совершенно умышленно», – отметил И. Артемьев.
Кроме того, нефтяные компании создали кризис, когда к этому не было никаких причин. Они перестали поставлять нефть независимым производителям – тем, которые не входят в большие вертикально интегрированные компании. Здесь они преследуют цель выдавить их из бизнеса.
И. Артемьев отметил, что самое большое возмущение вызывает как раз то, что государственные компании не только не помогают правительству в этом вопросе, а «зачастую являются инициаторами такого неправильного, нерыночного поведения». При этом глава ФАС добавил, что впредь очень советует не шантажировать правительство, иначе «они могут дождаться каких-то революционных перемен, особенно госкомпании». Он сказал, что предсказать такое поведение нефтяников правительство не могло, когда страна была переполнена бензином.
По словам И. Артемьева, ФАС возбудил уже 52 дела по 52 российским регионам и будет снова «налагать на компании оборотные штрафы». Он также заявил о том, что ФАС должна была более жестко наказать крупные нефтяные компании, которые были оштрафованы в 2008-2009 гг. (в рамках «первой и второй волны»). Но ведомство пошло на смягчение из-за кризиса.
По мнению чиновника, бензиновый кризис в России стал возможен в силу монополизма.
«То, что мы создали полные или частичные монополии на рынках, аукается и будет аукаться нам до бесконечности. Правильным является активная политика построения конкурентов, создание стимулов, в том числе налоговых, для того чтобы появлялись такие новые компании», – убежден руководитель ФАС.
«А у нас по-прежнему все крутится вокруг одной и той же четверки-пятерки компаний, которые привыкли к тому, что они являются «властителями» наших дум, привыкли, что они определяют в какой-то степени и политику в нашей стране. Но хочу сказать, что Федеральная антимонопольная служба готова применить все полномочия, которые у нее есть, для того чтобы все-таки постараться прекратить это хулиганство», – сказал И. Артемьев.
Глава ФАС отметил, что бороться с произволом нефтяных компаний надо штрафами, уголовными делами и разукрупнением. Он предложил свой метод борьбы с картельными сговорами.
«Мы говорили о том, что если розницу отделить от вертикально интегрированных компаний либо ограничить их долю примерно 35%, чтобы ВИНКи имели в границах каждой области не больше трети бензоколонок, а остальная часть принадлежала независимым компаниям, то уже было бы легче», – пояснил позицию своего ведомства глава ФАС.
Он добавил, что касательно розницы такой законопроект уже написан и отправлен в правительство. На уровне оптового звена подобный вопрос пока не обсуждался.
Напомним,  в конце апреля в России возник дефицит бензина, перебои в поставках различных его марок на АЗС ощущались в 73 регионах, а также начался рост цен на топливо.
Особенно сложной ситуация оказалась в отдаленных областях России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Сообщалось о закрытии около 300 АЗС на Алтае (около 50% розничного рынка региона), подорожании бензина до 50 руб./л (около $1,78) в Республике Тува, распродаже заправок независимыми операторами в Новосибирске.
Для ограничения экспорта правительство РФ приняло решение временно повысить экспортные пошлины на бензины до уровня 90% от пошлины на нефть, так, с мая ставка экспортной пошлины на бензин составляет $408,3 /т.
По оценкам экспертов рынка, к дефициту топлива в марте-апреле 2011 г. привело сдерживание правительством в феврале внутренних цен на бензин на фоне роста мировых цен на нефть, в связи с чем нефтяным компаниям стало выгоднее экспортировать нефтепродукты за рубеж, чем продавать внутри страны.
По мнению Минэнерго России, к дефициту привели увеличение экспорта нефтепродуктов (на 67%) и удержание топлива крупными компаниями.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти