У початок

В РФ обострилось противостояние между нефтяниками, Минэнерго и Минфином, – СМИ

Налоговые маневры в нефтяной отрасли вызвали затяжную конфронтацию компаний и Минэнерго с Минфином. Госдума готова рассмотреть законопроект о налоге на финансовый результат, который должен, по мнению Минэнерго, заменить НДПИ, уже в весеннюю сессию. Минфин, осенью задержавший аналогичный документ в правительстве, затягивает обсуждение и в Госдуме. Но полной победы министерству добиться не удается – премьер Дмитрий Медведев до сих пор не подписал отрицательный отзыв на проект. По мнению источников «КоммерсантЪ», в итоге вопрос может быть вынесен на уровень президента.

Об этом сообщает Angi.

Законопроект о замене НДПИ на нефть налогом на финансовый результат (НФР) на нескольких пилотных месторождениях может быть рассмотрен Госдумой уже весной, заявил глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров в пятницу, 13 марта. Документ внесен в конце 2014 г. по инициативе думы Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) после того как Минэнерго и Минфин в течение трех месяцев не могли согласовать подходы к аналогичному правительственному акту. Минфин считает подход нефтяников и Минэнерго концептуально неверным. Но Минэнерго удалось добиться аппаратного преимущества, перенеся дискуссию из правительства в Госдуму и заручившись поддержкой крупнейшего нефтедобывающего региона. Губернатор ХМАО Наталья Комарова в пятницу подчеркнула, что без скорейшего изменения налоговой системы к 2030 г. добыча в регионе упадет с 249 млн до 196 млн т, а налоговые поступления – с 3,2 трлн до 2,5 трлн руб.

Минфин пока успешно затягивает обсуждение законопроекта. Макаров в пятницу попенял замминистра финансов Сергея Шаталова, что Белый дом так и не подготовил отзыв на документ, хотя по регламенту на это отводится месяц. Госдума же не может рассматривать изменение законодательства о федеральных налогах без отзыва правительства. По словам депутата, «речь уже фактически идет о нарушении Конституции, поскольку это лишает субъект законодательной инициативы возможности воспользоваться своим правом».

По данным «Ъ», Минфин подготовил отрицательный отзыв правительства на проект, в основном по формальным признакам (отсутствие необходимых расчетов, возможность для нефтяников безвозмездно передавать нефть, хотя налог должен браться с прибыли от ее продажи, и др.). Сущностные возражения Минфина обнародовал в пятницу Шаталов. Он отметил, что речь идет о «поворотной точке, в какую сторону пойдет налогообложение отрасли», признал недостатки существующей «мозаичной» системы взимания НДПИ из-за большого числа льгот, но усомнился, что НФР будет свободен от тех же недостатков.

Чиновник подчеркнул, что среди 36 месторождений, которые нефтяники предложили для эксперимента с НФР, нет ни одного уже имеющего льготы: переход на новый налог для таких проектов невыгоден. Поэтому, считает Шаталов, НФР также не станет «универсальным» налогом, придется, как и в случае НДПИ, делать исключения, связанные с рисками злоупотреблений. Кроме того, записанный в документе uplift – возможность для нефтяников с повышающими коэффициентами списывать капзатраты – на практике означает, что на каждые 100 руб. расходов они получат 112 руб. возмещения из бюджета, то есть система будет поощрять неэффективные инвестиции. Наконец, Сергей Шаталов подчеркнул, что даже пилотные проекты приведут к сокращению доходов бюджета – как минимум на первом этапе, а в случае распространения НФР на всю отрасль речь может идти о потерях в несколько сотен миллиардов рублей в год. Представители ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти», напротив, уверяли, что пилоты даже в первые годы не дадут выпадения доходов бюджета, а в перспективе будут очень выгодны для казны. По мнению собеседников «Ъ» в отрасли, на самом деле Минфин опасается, что результаты пилотов окажутся хорошими и это даст весомые аргументы для смены всей системы налогообложения с непредсказуемыми последствиями.

На традиционных месторождениях в России уже наблюдается устойчивая тенденция к падению добычи, а при текущих ценах и режиме налогообложения ввод новых проектов затруднен, говорит глава практики налогового и юридического консультирования нефтегазового сектора KPMG Сергей Щелкалин. «Все ключевые показатели качества запасов – коэффициент извлечения нефти, обводненность и дебит скважин – ухудшаются, себестоимость добычи растет, и, если ничего не делать, мы увидим в ближайшие годы падение добычи и, соответственно, снижение налоговых поступлений»,– отмечает он.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти