У початок

Топ-5 новостей недели от Сергея Куюна (21–25 октября)

БНК пристраивает бензин, россияне налегают на дизтопливо, рынок расхватал подорожавший российский газ, «Приват» начал операцию «Акциз», «Мрия» остается в заточении.

БНК требует покупать бензины в рамках терм-контрактов на ДТ

Первый тендер на белорусские терм-контракты изначально был крайне ожидаемым и сулил сюрпризы, и они случились. БНК объявила, что будет рассматривать только пакетные предложения покупателей, а если проще, то в «нагрузку» к дизтопливу необходимо взять также и бензин. Немного, всего 40%.

На рынке такая практика не нова. Ненавязчиво предлагает бензин к ДТ «Укртатнафта», а с этого года, как ожидается, такой же заманчивый подход предложит «Орлен Летува», которая, похоже, только и ищет поводы для снижения поставок в Украину в пользу испытывающей колоссальный дефицит Польши.

Но Беларусь — это другое дело. В 2018 году и в первом полугодии 2019 года предложенная пропорция 60 на 40 была в целом выдержана. Но тогда ежемесячные поставки ДТ составляли 180 тыс. т, тогда как белорусы после закрытия «трубы» уже показали, что могут и хотят поставлять больше. Заявил об этом даже белорусский президент. Расчеты показывают, что БНК вполне может закрыть около 250 тыс. т в украинском балансе. Но в свете новых правил это будет означать, что параллельно рынок должен будет прикупить 100 тыс. т бензина (в этом году было в среднем 55 тыс. т по месяцу). Это притом, что потребление составляет 165 тыс. т в месяц. Таким образом, на «Укртатнафту» и «Орлен» остается 65 тыс. т. Сомнительно, что рынок сможет обеспечить такой импорт из Беларуси.

Значит, вариантов немного. Либо белорусские НПЗ вернутся к уровню 180 тыс. т ДТ в месяц и тем самым откажутся от рекордных заработков в Украине, либо, что более вероятно, на первом этапе пристроят свой бензин в прежних объемах (это будет успех, так как поставки падали) и затем начнут продажи более ликвидного ДТ. Сложно представить, что без белорусских объемов останется, например, Coral Energy — один из крупнейших термовиков последних лет. В противном случае — БНК просто подарит большой рынок конкурентам, которых более чем достаточно. Не для этого приезжал Лукашенко в Житомир.

К слову, на неделе также стало известно, что Беларусь договорилась с Казахстаном о поставках 3,5 млн т нефти в год. Это не очень хорошие новости для нас: украинский маршрут поставок нефти вновь оказался Минску не нужен, и по-настоящему взаимовыгодное взаимодействие в нефтяной сфере скорее всего откладывается.

 

Поставки российского ДТ выросли в 2,5 раза

Кстати, о конкурентах БНК. На третий месяц после закрытия нефтепродуктопровода россияне наращивают поставки по ж/д. Раскачался Гомель, растет «Лукойл», вопреки прогнозам выгрузит ожидаемую 20-ку Орск. По итогам двух декад октября доля рынка российского ДТ достигла 33% рынка, тогда как в августе-сентябре занырнула ниже 20%. А ведь в резерве еще есть «Роснефть», которая свое ж/д-слово вовсе не сказала. Правда, у белорусов остается влияние на Гомель: как показали август-сентябрь-октябрь, путем нормированной подачи ж/д-вагонов этот источник поставок можно очень четко регулировать. Есть товар у БНК — грузят НПЗ, нет, как в октябре — крошки со стола может подобрать Гомель для налива российского ресурса. В этом и проявляется жесткая белорусская политика, ориентированная на достижение максимальных результатов для страны. Приоритет тем направлениям, которые обеспечивают наибольшую пользу для государства. А НПЗ, как ни крути, мощнейший донор белорусской экономики, поэтому приоритет им. И по боку все разговоры о близости к главе страны всех олигархов, которые среди прочего контролируют налив в Гомеле. Уверен, если нужно будет снижать поток из Гомеля, чтобы простимулировать продажи с НПЗ, это будет сделано незамедлительно.

 

В Украину растут поставки российского СУГ из новых каналов

Трансформации на рынке ДТ немного заслонили события в сфере поставок сжиженного газа из России — крупнейшего источника этого ресурса. А там интересно. Если еще летом поставки осуществляли «Роснефть» и «Лукойл», то теперь разрешения российского Минэкономики имеют «Иркутская нефтяная компания» и «Сургутнефтегаз». Объемы пока небольшие, но в нашей ситуации весьма симптоматичные.

Появление конкурентов на российском направлении не помешало Proton Energy Group S.A., контрактодержателю объемов «Роснефти», заключить новые годовые «термы» с увеличенной премией: если предыдущие контракты подписывались с поправкой $11/т, то на следующий год она выросла до $16,8. При этом необходимо учесть, что импортер российского газа должен заплатить 3% таможенной пошлины, а это в текущих ценах около $12/т. По имеющейся на данный момент информации, рост наценки и пошлина не смутили основную часть клиентов трейдера. Видимо, сказались расчеты и опыт минувшего года, когда этот контракт оказался самым выгодным среди остальных, в частности «терма» ТШО. Закатывая глаза, покупатели российского газа вспоминают сладкие летние месяцы, когда только за счет разницы в котировках «Аргуса» они зарабатывали по $120/т. Необходимо отдать должное и поставщику: несмотря на распространенную практику контрактодержателей по «обрезанию» объемов в самые ликвидные моменты, чем в частности славится ТШО, швейцарский трейдер не отступил от обязательств ни на шаг. Как в основной массе выполнила их и украинская сторона, глотая убыточные объемы в депрессивные зимние дни.

 

Акциз на СУГ может вырасти в 2,5 раза

Угрозы «Укртатнафты» по поводу «акцизного» похода на сжиженный газ начинают материализироваться. В парламентские комитеты Верховной Рады поступило предложение о корректировке акцизов на моторные топлива. Согласно им акциз на бензин предлагается снизить на 4,7%, на дизтопливо приподнять на 14,7%, а на сжиженный газ повысить в 2,5 раза — с 52 до 136 евро за 1000 л. По нашим расчетам, спред между бензином и СУГ сузится на 3,4 грн. Если спроецировать на текущую ситуацию, с 17,20 до 13,80 грн/л.

Неизвестно, заставит ли это кого-то вернуться к бензину, но участники «газового» рынка сильно переживают. Президент Украинской ассоциации сжиженного газа Станислав Батраченко по утрам пишет в Фейсбук общеобразовательные посты о пользе газа, возбудились и «подзаборные» объединения, призывающие власти к европейским и мировым практикам (забывая, правда, что нормальные рыночные практики исключают наличие «подзаборников»).

Что до шансов протащить эту норму, то они не выглядят железобетонными. Как показывают последние события, силы Игоря Коломойского на данном этапе могут в лучшем случае что-то затормозить или «сбить», но не провести. Акцизный вопрос может стать компромиссом с другими группами. Вероятно, компромиссными будут и ставки, так как повышение налога на топливо для бедных в 2,5 раза ничего, кроме удара по рейтингам власти не даст (масштабы поступлений не те). Тем не менее линия крайне интересная.

 

СБУ сорвала заседание Херсонского суда по снятию ареста с «Мрии»

Многострадальный херсонский танкер продолжит стоять у причала непонятно сколько времени. Ситуация выглядит следующим образом: силовики ничего не предъявляют ни танкеру, ни команде, но и не отпускают. Ситуация должна была разрешиться на прошлой неделе, когда ожидалось решение суда о снятии ареста из-за отсутствия претензий, однако СБУ сделала очередной финт: за два дня до заседания Херсонского суда СБУ открыла новое производство и на этом основании старые иски судовладельца оказались, как говорится, не по адресу.

Инцидент с маленьким танкером «Мрия» интересен прежде всего иллюстрацией сохраняющегося инвест-климата в стране. Вместе с судном силовики захватили и 2,5 тыс. т дизтоплива компании-нерезидента, которая вот уже два месяца не может им распоряжаться. И вот на это все смотрят европейские банки и трейдеры. Украина остается «серой» зоной, куда топливо и далее будет идти с максимальными наценками из-за зашкаливающих рисков.

P.S. Эти и другие сценарии мы будем «качать» на Petroleum Ukraine 2019!!! Регистрация открыта!

 

 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти