В начало

Минэкономразвития РФ хочет забрать у ВИНК нефтепереработку

Минэкономразвития РФ предлагает вывести НПЗ из состава вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) для стабилизации цен на внутреннем рынке. Об этом пишут «Ведомости».

«Сейчас начато обсуждение необходимости продажи или выведения, скорее так, из вертикально интегрированных компаний НПЗ, которые стали бы работать с давальческим сырьем, чтобы позволило вернуть ситуацию с конкуренцией на уровень 2009 г.», – заявил начальник департамента развития конкуренции Минэкономразвития Александр Пироженко.
По его словам, данную инициативу уже положительно оценило Минэнерго и сейчас начинается обсуждение конкретных механизмов.
«Это может быть и продажа, и выделение из корпоративной структуры, и передача в управление, в аренду долгосрочную. Здесь схем можно много приводить», – пояснил он.
А. Пироженко отметил, что министерство против жестких административных решений по выводу НПЗ из частных нефтяных компаний.
«Мы не обсуждаем заставить. В жестком варианте административные решения сейчас не рассматриваются», – сказал А. Пироженко
По данным Reuters, в настоящее время все крупные российские НПЗ принадлежат нефтяным компаниям.
Ранее сообщалось, что Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) во избежание дальнейшего дефицита бензина, а также с целью развития конкуренции и стабилизации цен на топливном рынке России  подготовила законопроект, которым запрещается развитие сетей АЗС вертикально интегрированных нефтяных компаний в регионах, где их доля на рынке превышает 50%.   
«С ведомствами уже прошли согласования, на следующей неделе направим в правительство», – сказал замглавы ведомства Анатолий Голомолзин.
Он отметил, что законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов» также требует от крупных нефтяных компаний обособить в отдельное юрлицо свои сети АЗС.
«Эти сети АЗС должны покупать топливо на тех же самых условиях, что и независимые АЗС», – сказал Голомолзин.
Для контроля ФАС планирует потребовать от НПЗ, входящих в ВИНКи, публиковать информацию о внебиржевых сделках.
Напомним, в конце апреля в России возник дефицит бензина, перебои в поставках различных его марок на АЗС ощущались в 73 регионах, а также начался рост цен на топливо.
Особенно сложной ситуация оказалась в отдаленных областях России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Сообщалось о закрытии около 300 АЗС на Алтае, подорожании бензина до 50 руб./л (около $1,78) в Республике Тува, распродаже заправок независимыми операторами в Новосибирске. Нефтекомпании заявили о миллионных убытках в связи со сдерживанием цен на нефтепродукты.
По мнению Минэнерго России, одной из причин бензинового кризиса стало увеличение экспорта нефтепродуктов на 67%, и для его ограничения правительство РФ приняло решение временно повысить экспортные пошлины на бензины до уровня 90% от пошлины на нефть. Так, в мае ставка экспортной пошлины на бензин составляет $408,3/т. Минэнерго ожидает поступления на внутренний рынок в мае около 200 тыс. т высокооктановых бензинов. В июне действие заградительной пошлины на бензин будет продлено, ее ставка повысилась до $415,8/т.
По оценкам экспертов рынка, к дефициту топлива в марте-апреле 2011 г. привело сдерживание правительством в феврале внутренних цен на бензин на фоне роста мировых цен на нефть, в связи с чем нефтяным компаниям стало выгоднее экспортировать нефтепродукты за рубеж, чем продавать внутри страны. Мнение о том, что дефицит бензина в России в апреле был спровоцирован замораживанием цен на нефтепродукты, выразил вице-президент «ЛУКОЙЛа» Вадим Воробьев.
Шантажом правительства России со стороны нефтекомпаний назвал нехватку бензина на внутреннем рынке глава ФАС России Игорь Артемьев и пообещал «применять все полномочия, которые есть у ФАС, для того чтобы все-таки постараться прекратить это хулиганство компаний».
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти