У початок

Топ-5 новостей недели от Сергея Куюна (9-13 сентября)

Топ-5 новостей от Сергея Куюна: Энергетичка и ж/д ведут рынок к кризису, «Укртатнафта» готовит «припарки» сжиженному газу, Воробей.

Оптовые цены ДТ приблизились к 24,00 грн/л

Августовские прогнозы продолжают сбываться. Основательно «подъев» запасы в августе, в сентябре рынок продолжил работать с ограниченным объемом ресурсов в отсутствии поставок из России и начал жить «с колес». А они, «колеса», ожидаемо стали слабым звеном. Правда, такой глубины проблемы вряд ли кто-то ожидал. «Укрзализныця» пробует обвинять в задержках таможню, на что та парирует вопросом, почему 300 растаможенных вагонов продолжают стоять на Коростене уже неделю? По словам главы таможни Нефьодова, чтобы ускорить оформление, сформирована целая железнодорожная бригада таможенников.

Чем ближе к октябрю, тем острее будет ситуация на рынке. Ранее сообщалось, что пройти сентябрь без российских ресурсов будет сложно, а октябрь – невозможно. Это если мы говорим о стабильности цен. По ходу появляются новые нюансы, как, например, ожидаемое сокращение поставок из Беларуси – основного поставщика на сегодня. Некоторые трейдеры уже получили уведомления о сокращении сентябрьских графиков вдвое. Некоторым, как, например, «Укргаздобыче» удалось убедить коллег вернуться к первоначальным договоренностям. Но это может означать то, что остальным графики обрежут еще сильнее. Объективно у сябров могут появиться проблемы с ресурсом, так как ремонт Мозырского НПЗ был смещен с 1 октября на 15 сентября (правда, ранее он планировался на 1 сентября). Но участники рынка видят и другой резон: спрос на белорусский продукт растет, притом вместе с ценой. Если в августе допресурсы были распроданы по +$16/т, то сейчас «уже прошли +$25/т», говорит один из трейдеров. Такой разогрев рынка очень на руку белорусам в преддверие проведения конкурсов на годовые договоры. Позитив в том, что хоть и дороже, но придержанный в сентябре объем может пойти на рынок в октябре, на который придется пик ресурсной напряженности. Тем более что прогнозные показатели сентября по российским поставкам выполнены не будут: «Укрэнерджи» ждет 20 тыс. т вместо ранее ожидаемых 50 тыс. т, перевалка в Гомеле продолжает хромать на обе ноги (но есть и сигналы об улучшении ситуации с цистернами), а признаков поставки по нефтепродуктопроводу не наблюдается. Напомню, что в прогнозном сентябрьском балансе «Консалтинговой группы А-95» на Россию приходится 175 тыс. т. Если судить по темпам поставок в первой декаде сентября, то можно рассчитывать на 75 тыс. т в лучшем случае. Значит, 100 тыс. т или более 15% расчетного потребления под вопросом. Но и это еще не все, переходим к следующей новости.

 

Таможня приостановила оформление греческого ДТ в «Южном»

Эта новость может поставить крест не только на стабильности цен, которой уже и так нет, но и на ресурсном обеспечении рынка в сентябре-октябре. 27 тыс. т, которые остановила Энергетичка – это треть ожидаемых морских поставок в сентябре. Уже известно, что «Приват» закрыл прием заявок на сентябрь из-за ограниченности резервуарного парка, где сейчас лежит 30 тыс. т от Element Alpha, и который ожидает еще аналогичный груз для «Привата». Но самое главное – это новый мощный сигнал внешнему рынку о рисках, которые их ждут в Украине. Данные международных сюрвейров посылаются в мусорную корзину и начальник регионального таможенного поста решает провести исследования качества в двух крупнейших портах – «Южном» и Одессе. Работа обоих заблокирована. Все больше уверенности в том, что автоматическая система управления рисками, которая якобы вычисляет неблагонадежные грузы, все больше работает в ручном режиме.

Итак, имеем проблемы с ж/д, а теперь еще и проблемы с таможней. И все это на пике сезонного потребления. Ситуация заслуживает самого пристального внимания, и главным образом потому, что мы опять сталкиваемся с человеческим фактором и колоссальной компрометацией таможни. Проверки качества – на рынке это воспринимается не иначе как приглашение на встречу. Таможенники имеют право «в рамках действующего законодательства» выкручивать руки импортерам буквально на ровном месте. При этом я не припомню случая, когда эти проверки выявляли некачественный продукт. А пока руками таможни и УЗ ситуация становится угрожающей. Заблокированный в «Южном» груз – это не только увеличение прогнозного дефицита до 130 тыс. т (почти 25%) от сентябрьских потребностей. Заняты резервуары, которые не позволят принять следующую «лодку», которую там ждут в третьей декаде сентября. В разгар спроса 30 тыс. т развернутся и уйдут в другом направлении. Браво, Игорь Александрович Пиковский!

 

«Новоград-Волынский» начал прием белорусского ДТ

Новость, за которой все пристально следили и в Беларуси, и в России, и в Украине. Воробей слов на ветер не бросает. Обещал мозырский продукт в трубе, получите! Интрига отличная, белорусского топлива труба не видела с 2001 года. Но что означает эта прокачка? Скорее всего, это просто сигнал, мол, можем. Но будет ли больше белорусского ресурса в Украине? Вряд ли. Те 300 тыс. т, которые белорусы качнули в Украину в августе, это, похоже, предел. Больше свободных объемов нет. Так что же будет качать труба? Часть из нынешних ресурсов БНК, больше особо нечего. Разве что сябры догрузят НПЗ сторонней нефтью, разговоры о чем идут не первый год. Звучат опасения, что белорусы могут устроить своп с российским продуктом: импортировать для своих нужд российский дизель, а в трубу отдавать свой и тем самым уходить от российской пошлины, которую Украина ввела с 1 августа. Таким образом Беларусь превратится в мега-поставщика с более  80% рынка. Маловероятно, что такой фокус пройдет. А пока это больше интрига иного масштаба: будет ли в Новограде новый оператор по продаже белорусского продукта? Он там не нужен ни БНК, у которой и так все хорошо, ни нынешней «трубопроводной» команде, которой бы со своими проблемами разобраться. Думаю, сейчас Николай Воробей собирает ответные сигналы со всех сторон и думает, что со всем этим делать.

 

«Укртатнафта» будет настаивать на пересмотре акцизов на бензин и автогаз

Завод никогда не скрывал своей позиции и всего лишь повторил ее устами своего топ-менеджера. Поддерживают эти инициативы и владельцы крупнейших сетей АЗС, пытавшиеся несколько раз добиться радикального увеличения акцизов на газ. Единственное, что я очень слабо верю в то, что повышение акциза на газ с 52 до 87 евро/тыс. л с параллельным снижением «бензинового» акциза с 213 до 164 евро/тыс. л, как это ранее предлагала «Укртатнафта», способно хоть как-то изменить сложившийся баланс на рынке. Неужели снижение разрыва в цене на газ и бензин с нынешних 15 до 12 грн кого-то заставит снова подъехать к покрывшейся пылью колонке с бензином? В лучшем случае, это может заставить кого-то отказаться от установки ГБО, но, мне кажется, не более. Более действенным было предложение «нефтяников» в свое время увеличить акциз на 100 и более евро. Однако в современных условиях мне лично больше импонирует идея введения высокой пошлины на российский газ, что позволило бы не только выровнять «топливный» баланс, но и стимулировать к созданию мощностей по морской перевалке газа и снижению зависимости от поставок из СНГ и попыток ими манипулировать.

 

Полиция хочет ускорить передачу Херсонской нефтеперевалки «Вествайт Трейду»

Близится к развязке детективная история вокруг Херсонской нефтеперевалки, которая иллюстрирует передел госактивов после выборов. Не сколько важен сам херсонский объект, сколько интересны, во-первых, методы, во-вторых, личности новых фаворитов. Напомню, перевалка – вещдок в уголовном производстве, а значит распоряжаться им может простой следователь. С 2014 года она находится в управлении госкомпании «Предприятие по обеспечению нефтепродуктами» и особых претензий к ее работе не возникало. В любом случае у государства всегда остается рычаг воздействия на нее. Но в конце июля следователь распорядился передать актив в АРМА, а та в свою очередь без открытого конкурса, вечером, накануне Дня Независимости передает перевалку некой «Вествайд Трейд». «Наши Гроши» раскопали, что фирма оформлена на брата директора одной из компаний группы WOG. А 6 сентября следователь в суде уже попробовал передать вторую часть имущества перевалки напрямую «Вествайд Трейду». Правда, судья в этом отказал, передав в конечном итоге той же АРМА. Не исключаю, что попытка отдать Херсон напрямую частной компании была предпринята по итогам феерической передачи первой части майна, которая обернулась колоссальным зашкваром с нарушением всего, чего только можно. Очевидно, в ближайшее время новый управляющий будет вступать в права, выбивая с перевалки госкомпанию.

Но это еще не все: одновременно в системе СЕТАМ появилось объявление о продаже Херсонской перевалки. Стартовая стоимость – 201 млн грн. При этом при передаче недвижимого имущества комплекса от ПОНП к АРМА 26 июля в суд была подана оценка его стоимости по состоянию на сентябрь 2013 г. — 1,37 млрд грн. Как родилось такое решение, до сих пор неясно. По предварительным данным, его мог инициировать Нацбанк, у которого перевалка находится в залоге по финансированию от 2013 года.

Главный вопрос на сегодня: кто же борется за Херсон? WOG не комментирует, но потенциально этот актив группе может быть интересен, с 2014 года она так или иначе там присутствует. Также звучит в эфире фамилия одного из бизнес-функционеров БПП Петра Пинкаса, который, по данным участников рынка, курировал комплекс после прихода правительства Гройсмана с 2016 по начало 2018 года. Над всем этим нависает тень «Привата», которому в новых условиях по силам закрутить такую историю. Однако похоже на то, что в игре участвуют несколько претендентов. Не вызывает сомнений одно: личность реального нового управляющего станет известна с первых дней его работы в Херсоне.

Что до пострадавших, то ими прежде всего станет группа Orange, которая с 2018 года была крупнейшим клиентом перевалки и на которую во многом ориентировался ее менеджмент. В этом году объемы перевалки нефтепродуктов в Херсоне выросли вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 80 тыс. т.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти