У початок
Мукачевское чудо

Мукачевское чудо

Рельеф розничного рынка Украины стремительно меняется. Одним из наиболее динамичных является второй дивизион операторов. Как правило, это новые растущие сети. Самым ярким представителем этого класса является «БРСМ-Нафта», которая недавно преодолела рубеж в 100 АЗС, при этом работая уже в 16 областях. Но если сеть со столичными корнями уже давно на слуху, то такой игрок как «Закарпатнефтепродукт-Мукачево» (ЗНМ) до последнего времени не обращал на себя внимания. Между тем, многим будет интересно узнать, что закарпатский оператор сегодня располагает сетью из 96 станций, так же в 16 областях. И если источник вдохновения «БРСМ-Нафты» в лице недюжего админресурса достаточно очевиден, то откуда черпают инвестиционные средства «мукачевцы» – доподлинно неизвестно.

Более пристально присмотреться к ЗНМ заставила череда приобретений, явно великоватых для нее. Так, недавно компания закрыла сделку по покупке крупной николаевской сети АЗС «Ранг», состоящей из 18 станций. Слухи об этой продаже начали курсировать по рынку еще в конце прошлого года, но такого неожиданного финала никто не мог предположить.

«Ранга» больше нет

Как сообщают участники рынка, звезда «Ранга» как самого известного николаевского оператора, в лучшие времени «покрывавшего» весь юг страны, начала закатываться со сменой власти в 2010 г. По имеющимся данным, оператор не нашел общего языка с новым губернатором Николаем Кругловым. Сначала «Ранг» начал проигрывать крупные региональные тендеры, а в феврале 2012 г. налоговики выдвинули ему обвинение в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах. Николаевские СМИ называли и сумму неуплаченных компанией налогов – порядка 7,5 млн грн. На часть имущества «Ранга», в том числе нефтепродукты, на общую сумму 3,8 млн грн, был наложен арест. Директор компании Сергей Прудкий отвергал все обвинения. Тем не менее, работа компании была фактически парализована – из всей сети «Ранга» работали лишь три станции в Николаеве.

О непростом мотиве конфликта говорит тот факт, что договориться, как это обычно бывает, не удалось. По рынку пошли слухи о продаже, а 1 ноября 2012 г. машина Прудкого наехала на растяжку с РГД-5. К счастью, он остался жив.

Наиболее перспективным покупателем николаевской сети на тот момент считался «Ромпетрол», который якобы даже начал инвентаризацию сети (эта информация усиливалась интересом румынской компании к сближению с одесским ритейлером «Вестой»). Однако впоследствии сам «Ромпетрол» столкнулся с проблемами на таможне и был вынужден заявить о намерениях свернуть инвестиционную деятельность в Украине. Тогда на авансцену и вышла закарпатская компания.

Коган начинает и…

В «николаевской» сделке интересно все. Особенно то, что выход далеко за пределы Закарпатья можно рассматривать как претензию на звание национальной сети, чего ранее за «мукачевцами» не замечалось. Но самое главное, что этим приобретением Леонид Коган, владелец ЗНМ, не ограничился.

В 2013 г. ЗНМ неожиданно выкупила у «ЛУКОЙЛ-Украина» 19 АЗС, от которых российская компания решила отказаться как от низкорентабельных. Сначала они были сданы в аренду фирме «Укрпалетсистем» Владимира Петренко, который планировал их впоследствии приобрести, однако, говорят источники на рынке, Коган предложил цену лучше. По данным OilNews, «Укрпалетсистем» была готова выложить по $350 тыс. за одну АЗС, тогда как мукачевцы были более убедительны – $475 тыс. Таким образом, 19 станций «ЛУКОЙЛа» обошлись ЗНМ в чуть более $9 млн.

«Обычно Коган торгуется до последнего, а сегодня платит цифру без разговоров», – говорит авторитетный участник рынка, знакомый с ситуацией и давно знающий американского бизнесмена.

Среди других приобретений ЗНМ выделим небольшую сеть «Ирпеньнефтепродукт» (5 АЗС в Киевской области), а также несколько станций «Пегас», расположенных на трассе Киев–Чоп в пределах Киевской области. Некоторые из них уже прошли ребрендинг и сегодня работают под несколько странным брендом «Маркет».

В итоге закарпатская компания сформировала сеть из 96 АЗС. Правда, адреса станций пока не раскрываются, структура сети доступна лишь с разбивкой по регионам.

Экспансия мукачевцев стала загадкой для участников рынка. Кроме того, помимо розницы ЗНМ движется и по другим направлениям, в частности недавно ею был приобретен терминал в Новограде-Волынском, откуда уже пошли отгрузки российского ДТ. Но откуда у небольшой региональной сети средства на такое развитие?

С одной стороны, ответ известен. В 2012 г. ЗНМ получила по 250 млн грн от ПАО «Дочерний банк Сбербанка России» и ПАО АБ «Укргазбанк». Но также отметим, что чистая прибыль ЗНМ по итогам 2011 г. составила 41,3 млн грн, в 2012 г. – 6,02 млн грн. Маловато как для погашения кредита более чем $60 млн…

Сама компания традиционно не балует прессу комментариями. Несмотря на солидный стаж работы в Украине, остается одним из наиболее непубличных игроков и Леонид Коган. Напомним, в разное время он успел поработать в структурах «Концерна Нефтяной», в частности в «Харьковнефтепродукте», оставил свой след на рынке Киева (ему, кстати, принадлежит чудо заправочной архитектуры АЗС «Стрекоза» на Бориспольской трассе), а впоследствии он осел в «Закарпатнефтепродукте», который в свое время «окучивал» все тот же «Нефтяной».

В ходе опроса участников рынка вырисовывается две основных версии возникновения средств. Первая, в которую наиболее склонны верить конкуренты, это бурная деятельности в сфере перевалки трубопроводного дизтоплива в Мукачево. Однако здесь, как говорится, за руку никто никого не ловил. Более обстоятельно выглядят разговоры о том, что у Леонида Когана появились партнеры-инвесторы, поручившие ему сформировать заправочную сеть. Правда, неизвестно, кому нужна низкомаржинальная сеть, перманентно воюющая на нижних ценовых этажах с «Приватом»… Неубедительно выглядят и первые потуги, в частности бренд, но можно ли уже строго спрашивать с ЗНМ? В любом случае г-н Коган уже создал очередную интригу. 

Специально для OilNews Сергей Куюн, директор ООО «Консалтинговая группа А-95»

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти