У початок
Дороги идут налево

Дороги идут налево

Тема дорог, а точнее, их отсутствия все чаще всплывает в прессе и соцсетях: борьба с перевесами на южных магистралях, дележ источников наполнения дорожного фонда в Раде, внимание к вопросу избрания нового премьера Гройсмана, в конце концов, Евровидение… Чем дальше от Киева, тем мрачнее картина. Потребитель негодует, мол, мы же платим за бензин, в том числе и акциз, а где же дороги?

Такое недовольство объективно и не очень одновременно. Ведь вот уже два года нет целевого дорожного фонда, наполняемого "топливными" акцизами. Это можно понять с оглядкой на войну и изменение приоритетов. Но сложно понять пониженное желание местных властей менять ситуацию. Речь идет о так называемом розничном акцизе, поступающем в бюджеты местных громад, за счет чего могли бы активнее латать дороги. Долго выпрашивая налоговую децентрализацию, на поверку местные власти оказались не особо заинтересованными в борьбе за свои деньги. Этот налог многие заправки просто перестают платить — намного проще подкупить местных "царьков" и "закрыть вопрос".

«Теневой» легион

Идея создания дорожного фонда за счет топливных акцизов снова зазвучала в Кабмине. Находясь 17 мая с визитом в Одессе, новый глава правительства Владимир Гройсман отметил, что дорожный фонд заработает в 2017 г. "Это даст возможность за два-три года ситуацию с дорогами вывести на другой уровень", — сказал премьер. Среди источников наполнения он неоднократно называл розничные акцизы на нефтепродукты, которые будут поступать в фонд из местных бюджетов.

Видимо, он плохо осведомлен о реальной ситуации с акцизами.

Согласно закону, с 1 января 2016 г. каждый литр бензина, дизтоплива и сжиженного газа, отпущенный на АЗС, облагается сбором с розничной реализации подакцизных товаров в размере 0,042 евро. Причем, если в прошлом году многие сети заправок легко отсудили право не платить этот налог с продаж корпоративным клиентам, то с 2016 г. налогообложению подлежит каждый выданный через автозаправочный пистолет литр. Расчеты "Консалтинговой группы А-95" показывают, что при действующей ставке только с бензина, дизтоплива и сжиженного газа в местные бюджеты должно было поступить около 2 млрд грн. А сколько получилось по факту? Похоже, этого никто не знает. В фискальной службе сообщили, что всего в первом квартале 2016-го на региональные счета поступило 2,26 млрд грн "розничного" акциза. На первый взгляд, неплохо. Но если учесть, что в собранную цифру входят отчисления с алкоголя, табака, пива и прочих подакцизных товаров, то все не так радужно.

Сила темной стороны

Неизвестно, как обстоят дела с акцизом с пива в ларьках, а вот на заправках его платят с каждым днем все меньше и меньше. Убедиться в этом несложно. В Новомосковске (Днепропетровская обл.) мне выдали поистине чек-приговор: на лоскутке бумаги заправщик собственноручно написал сумму заправки сжиженным газом и поставил непонятный штамп какой-то фирмочки с пропиской в Харьковской области. То есть кассового аппарата нет, а значит, нет и шансов на отчисления розничного акциза в местный бюджет (да и в какой-либо другой).

К слову, сумма розничного акциза должна указываться в чеке, но пока таких видеть не приходилось.

Вслед за Днепропетровской без чека продали мне газ в Харьковской, а затем в Полтавской и Киевской областях. Везде расчет идет непосредственно с заправщиком, который отправляет наличные в карман, выступающий по совместительству кассой. Нужен чек? Запросто, напечатают на любую сумму. Вот только налогов с уплаченных мною средств бюджеты указанных областей точно не получили.

По всем признакам, ситуация с уплатой розничного акциза очень близка к точке невозврата, а в случае с самим розничным акцизом — к "точке" невозвращения. Бесконтрольность и безнаказанность "подзаборников" (нелегальных пунктов по заправке сжиженным газом, расплодившихся на каждом шагу) привела к тому, что эта категория бизнеса стала реальной ведущей силой на рынке. Все просто: бескассовая торговля дает 1,27 грн акциза и около 45 коп НДС, что составляет уже 20% от розничной цены. Плюс фактическое отсутствие инвестиционных расходов, ведь землю под такие объекты захватывают, а не покупают или арендуют. Нереальность конкуренции с таким противником затягивает в воронку "серого" сектора все новых операторов, которые еще вчера работали "в белую".

"Почти весь первый квартал 2016 г. мы торговали в минус, иногда с минимальной маржой. Но цену поднять не удается — вокруг процветает торговля мимо кассы, что позволяет таким АЗС держать цену на гривню ниже", — говорит представитель харьковской сети "Род-Ник" Владислав Колодяжный.

О многом способны сказать и цифры Госстата. На фоне 40-процентного роста поставок сжиженного газа в первом квартале крупнейшие сети в большинстве своем декларируют скромное увеличение продаж за наличные. Правда, это может говорить не только о растущей популярности торговли мимо кассы, но и о перетоке объемов в "серый", а точнее, "черный" сегмент, который вообще не контролируется фискальными службами.

Изучение ситуации показывает, что провалилась и попытка обложить налогом весь розничный товарооборот на заправках. По-прежнему работает схема фиктивного отпуска топлива "на собственные нужды", и такая же имитация отпуска с хранения и т.д.

Плачу, как хочу

Но самое интересное, что сама Госфискальная служба не может оценить масштабы бедствия — объем уплаты/неуплаты розничных акцизов в местные бюджеты. Более того, совсем недавно обнаружился вопиющий "нюанс": ГФС вообще не способна сопоставить объемы реального отпуска топлива и поступления розничных акцизов в бюджет.

Дело в том, что далеко не все кассовые системы способны отображать акцизы в чеке. Это значит, что ГФС видит лишь сумму чека и количество литров в нем, и то лишь чеков, выданных кассовыми аппаратами, подключенными к системе. Однако размер начисленного акциза остается неизвестным. Получается, что отчисление розничных акцизов в бюджет остается на совести операторов.

Экспертная оценка, базирующаяся на данных о поставках и продажах сжиженного газа, говорит о том, что без уплаты розничного акциза реализуется около 40% объемов. В Киеве это показатель уже давно превысил 60%. В денежном исчислении это составляет почти 16 млн евро за четыре месяца 2016-го. Однако с учетом лавинообразного характера популярности схем "оптимизации", уже к середине 2016 г. уплата розничного акциза с продажи сжиженного газа может стать моветоном.

При этом, отмечают участники рынка, торговля мимо кассы дважды бьет по бюджету. "Потребление дешевого автогаза растет за счет отказа от использования дорогого бензина, в котором доля налогов достигает 45%. Соответственно, теперь сначала в бюджет не попадает акциз с бензина, а затем и с газа, ведь потребитель выбирает "подзаборные" АЗС, которые налогов не платят", — говорит руководитель столичной сети KLO Вячеслав Стешенко.

Следующий этап после рукописных чеков — газовозы-наливайки в пригородах. Аналогичная катастрофа надвигается и в торговле бензинами и дизтопливом — в условиях полной бесконтрольности это вопрос недалекого будущего.

По мнению президента Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонида Косянчука, наиболее логичным решением проблемы могло бы стать включение ставки розничного акциза в общий акциз на нефтепродукты. "Далее уже Кабмин сможет решать, как распределять по регионам средства и финансировать дорожное строительство", — считает глава отраслевой ассоциации.

***

Сегодняшняя ситуация недвусмысленно доказывает, что розничный акциз на нефтепродукты как источник наполнения бюджета оказался несостоятельным, став вместо этого мощным каналом коррупции на самых разных уровнях. В итоге мы имеем "белых" продавцов, которые не понимают, как платить этот налог, фискалов, которые не могут толком осознать, как его собирать, и местные власти, которые продемонстрировали беззубость и продажность в битве с нелегалами. Неудивительно, что региональные власти поднимают вой при первых упоминаниях о необходимости трансформировать "розничный" акциз. Соглашаясь на копейки, тем самым они губят на корню перспективу эффективного развития системы децентрализации финансов и того же дорожного строительства. Поэтому весьма символична та новомосковская газовая заправка, выдающая привередливым столичным покупателям рукописные чеки на переполненном выбоинами участке дороги.
 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти