У початок
Агент 0042

Агент 0042

С 1 января 2016 г. розничный акциз, который необходимо уплачивать с каждого литра проданного на АЗС топлива, зафиксирован на уровне €0,042/л. Это изменение было принято в пакете с другими нововведениями в Налоговый кодекс голосованием в парламенте 24 декабря, за неделю до вступления нормы в силу. Поэтому с приходом 2016 г. ритейлеры столкнулись с техническими проблемами, которые ГФС так и не решила. Однако, как показало расследование OilNews, технические проблемы – не самое главное. Под вопросом остается сама выплата акциза, особенно на рынке сжиженного газа.

Простые как 5%

Розничный акциз в размере 5% был введен в 2015 г. от розничной цены топлива в рамках децентрализации госбюджета – новый налог ориентирован на местные бюджеты. Но из-за спешки и отсутствия предварительного обсуждения (для участников рынка появление нового акциза стало неприятным сюрпризом) вопросы стали возникать сразу после его введения.

Вопрос №1: должен ли акциз отображаться в чеке? Ответ пришел только через три месяца – разъяснение ГФС предполагало отображение пятипроцентного начисленияв фискальном документе. Как пояснил Николай Трейтяк – генеральный директор ДП «Компания Atlas», крупного производителя регистраторов расчетных операций (РРО), реализация этого требования была затруднительной, но разрешимой. «Для новых кассовых аппаратов никакой проблемы не было совсем, т.к. в них есть возможность отображать разное количество налогов, в том числе и т.н. связанных налогов. В более «возрастных» моделях эти изменения  с некоторыми  трудностями, но также удалось внедрить», – пояснил Трейтяк.

Вопрос №2 оказался неразрешимой проблемой, которая в итоге привела к законодательным изменениям: как трактовать понятие розничной продажи? Некоторые операторы отстояли в судах право не платить новый налог с корпоративных продаж, получив, таким образом, возможность подменить часть наличных платежей топливными талонами и картами. «Они принимают у клиента кэш, а по кассе проводят продажу по заранее приготовленным талонам или картам», – поясняет один из ритейлеров. Массовым явлением стала неуплата акциза с наличных и с корпоративных продаж, что дало «безакцизным» АЗС дополнительный заработок около 1 грн/л. Чаще всего он выражается в более низких ценах в сравнении с добросовестными налогоплательщиками, что увеличивает продажи в условиях резкого сжатия рынка.

ГФС оказалась не готова к такому повороту событий, благодаря чему продажа мимо кассы обретает угрожающие масштабы.

«Бумажная» проблема

Чтобы снять проблему «нал-безнал», был придуман переход на уплату налога со всех видов продаж. Кроме того, была введена фиксированная ставка, т.к. база обложения упомянутыми 5% также вызывала вопросы. Однако, «налоговая модернизация» породила новые вызовы. Первый, как и годом ранее – отображение нового акциза в чеке.

Как отмечает генеральный директор компании «Восточные Ресурсы» Владимир Шостак, технические возможности РРО в настоящее время не позволяют вести корректные расчеты.«Информация по РРО, которая сейчас автоматически передается в контролирующий орган, не является достоверной. Некорректно рассчитывается сумма НДС и отсутствует рассчитанная сумма акцизного налога. В связи с тем, что в существующие кассовые аппараты невозможно заложить правильный алгоритм расчета цены нефтепродуктов с учетом НДС и акцизного налога, сегодня мы на АЗС выдаем чеки клиентам только с указанным в них НДС, чем значительно завышаем свои обязательства по этому налогу», – сообщил он. Также поступают и остальные операторы.

В итоге задекларированные обязательства оператора по НДС и акцизного налога не совпадают (они просто не могут совпадать) с данными автоматизированного учета этих обязательств в ГФС.

«У нас такой проблемы нет, были некоторые неудобства в общении с корпоративными клиентами, которые хотели бы увеличить свой налоговый кредит, но это все решаемо», – сообщил OilNews финансовый директор одной из крупнейших сетей АЗС.

Как рассказал розничный директор сети SUN OIL Дмитрий Веремеев, в сложившейся ситуации нефтетрейдеры направили несколько запросов производителям РРО. «До сих пор ответ не получен. Сегодня мы не отображаем акциз в чеке, и нам приходиться проводить этот расчет на этапе бухгалтерского учета», – пояснил ритейлер.

Решение «чековой» проблемы трейдеры переадресовали производителям кассовых аппаратов и разработчикам программного обеспечения. И те, и другие считают наиболее вероятным выходом из сложившейся ситуации законодательно утвержденный расчет акциза в бухгалтериях без внесения налога в чек. «В телефонном режиме налоговики соглашаются с мнением, что это будет единственным правильным решением, к которому рано или поздно придется вернуться», – рассказал собеседник OilNews.

В тоже время операторы по-прежнему руководствуются рекомендационным письмом ГФС от 31 января 2015 г., в котором предлагалось пробивать розничный акциз в чек. Однако в нем описана только процедура для ставки акциза в 5%, который по-прежнему применяется для других подакцизных товаров (табак, алкоголь).

«Выполнение норм этого рекомендательного письма для операторов АЗС не имеет смысла, поскольку оно не может быть использовано в суде для подтверждения правомерности своих действий. Необходимо четкое законодательное решение, закрепленное постановлением Кабмина либо же самой ГФС, которое будет включать точный алгоритм расчета и отображения акциза», – отметил Трейтяк.

По его словам, профильная ассоциация производителей РРО на встрече с представителями ГФС 24 февраля передала свои предложения по решению проблемы. Как вариант предлагается включить норму о розничном акцизе в постановление Кабмина №1224 «о порядке исчисления и накопления регистраторами расчетных операций сумм налога на добавленную стоимость» или выдать специальное аналогичное постановление.

В тоже время собеседник OilNews признался, что с технической точки зрения возможность включения в чек акциза в сжатые сроки близка к нулю. «Внесение изменений в софт РРО – крайне сложная процедура, требующая  тестирования, проверки на соответствие в уполномоченных организациях, внесение версии в реестр РРО. ГФС должна  принять конкретный алгоритм проведения этой операции, внедрить его. Это выглядит маловероятным», – резюмировал Трейтяк.

Между тем не совсем понятно, чем вызван переполох с чеками. «Мы уплачиваем розничный акциз по установленной на первый квартал ставке 1,07 грн/л со всего объема продаж, фиксируемого в бухгалтерской программе. В чеке это отобразить сложно, но закон этого и не требует, к нам у ГФС нет никаких претензий», – говорит финдиректор крупной сети АЗС.

Кому акциз, а кому маржа

В 2015 г. когда действовала ставка розничного акциза в 5%, он был эквивалентен 85 коп./л в цене литра бензина, 65 коп./л для ДТ, около 35 коп/л при продаже автогаза. При сегодняшнем курсе евро фиксированный акциз в размере €0,042/л составляет почти 1,30 грн/л независимо от марки нефтепродукта. Не секрет, что рост налогов всегда стимулирует уход от их уплаты, и наш случай не стал исключением.

Объемы торговли без выдачи кассового чека растут день ото дня. В последнее время эксперты фиксируют практически полное отсутствие учета проданного ресурса на столичных газовых заправках. Так, за небольшую премию оператор может напечатать вам чек на любую сумму. Иными словами, на многих АГЗС/АГЗП «фискальный чек» распечатывается на принтере, замаскированном под РРО.

О крахе легальных продаж автогаза говорят и данные Госстата, которые фиксируют безостановочное падение розничных продаж, хотя физические поставки топлива в Украину стабилизировались.

Вслед за газовыми модулями проблема продаж мимо кассы грозит с новой силой перекинуться на АЗС. Контрольные закупки подтвердили торговлю без чеков в сетях «Барс 2000», «Маршал», «Транс Ойл» и др. Эта проблема регулярно поднимается на обсуждениях местных советов, которые не видят ощутимого поступления акцизов в свои бюджеты. При этом решить проблему не могут ни сами власти, ни фискалы, хотя достаточно было бы провести несколько рейдов на предмет соблюдения кассовой дисциплины.

Сегодня есть все основания полагать, что проблема будет только усугубляться: с 1 марта стартуют электронные акцизные накладные, которые значительно сузят возможности заработка на «бодяге». Вопрос повышения конкурентоспособности станет с новой силой и других вариантов, кроме как уходить в продажи за «черный нал» мимо кассы у «находчивых» операторов не останется.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти