У початок

В 2017 году УЗ потеряла на закупках топлива 163 млн грн – эксперт

Финансовые потери филиала «Центр обеспечения производства» (ЦОП) ПАО «Укрзализниця» на закупках дизельного топлива с начала 2017 г. составили 163 млн грн. Об этом в статье «Стоп-кран для формулы цены» для «Зеркала недели» пишет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

В частности, по словам эксперта, железная дорога потеряла около 100 млн грн на контрактах с компанией «ВОГ Аэро Джет». Напомним, в декабре 2016 г. WOG стал победителем тендеров на поставку 65 тыс. т ресурса по цене 18 500 грн/т. Однако уже в январе компания подписала с УЗ дополнительные соглашения, согласно которым эта цена была увеличена на 1 886 грн/т (размер акциза) и еще на 10%, до 22 421-23 179 грн/т.

«Сразу после нового года WOG потребовал сначала повысить контрактную цену на размер увеличенного акциза и … еще на 10%. При этом оснований для этого повышения не было никаких – цены на рынке выросли только за счет акциза. Но ЦОП это не смутило. В результате WOG получил рыночную цену, «Укрзализныця» – топливо, правда, за это ей пришлось переплатить около 100 млн грн по сравнению с первоначальными условиями», – пишет автор.

Немаловажную роль в этом необоснованном повышение цен, по мнению Куюна, сыграл глава ЦОП Виталий Цвигун.

«Любой покупатель «выбивает» из поставщика наименьшую цену, но только не ЦОП «железки»: сфальсифицированных справок хватило, чтобы Виталий Цвигун ходатайствовал перед тендерным комитетом о необходимости повышения цен по требованию WOG на 100 млн грн. Комитет ходатайство поддержал», – пишет автор, отмечая, что после этого свой пост незаметно покинула глава тендерного комитета Ирина Гордеева.

Еще один тендер, по результатам которого железная дорога потеряла 63 млн грн, состоялся в феврале. Тогда, рекордный объем — 125 тыс. т — выиграла фирма «Трейд Коммодити» (ТК), которую через бизнесмена Андрея Адамовского связывают с депутатами фракции БПП.

Предложив самую низкую цену, в марте и апреле поставщик поставил менее 50 тыс. т ресурса действительно по ценам ниже рыночных. На этом УЗ сэкономила около 10 млн грн. Однако, в мае мировые цены начали падать, а в июне опт уже был ниже контрактной цены «Трейд Коммодити» почти на 10% — 20 700 грн/т против 22 278 грн/т. Несмотря на такое снижение цены ЦОП во главе с В.Цвигуном не удалось договориться с поставщиком о снижении цены.

«Рвение, с которым ЦОП в свое время повышал цены для поставщиков, на этапе их снижения куда-то подевалось… Почему? Возможно, потому, что в мае—июле на 80 тыс. т «Трейд Коммодити» заработал 73 млн грн «сверхприбыли»?», – отмечает Куюн.

По мнению эксперта, ликвидировать коррупцию при закупках дизельного топлива могло бы внедрение формульного принципа ценообразования, согласно которому цена ресурса определяется автоматически. Однако, формульный подход не могут внедрить уже три года.

Напомним, Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) получил пять жалоб на формульный тендер по закупке 90 тыс. т дизельного топлива «Укрзализныцей». Таким образом, конкурс, который должен был состоятся 4 сентября, остается заблокированным.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти