У початок

Топ–5 новостей недели от Сергея Куюна (9–13 декабря)

Красивая игра «Привата» в парламенте, маржа довела ритейлеров до министра и премьера, «Укрнафте» снова тяжело жить, АЗС налегают на украинское, а Россия сохраняет позиции.

Экс-журналист «1+1» предлагает уровнять акцизы на СУГ, бензин и ДТ

Красивая игра! «Укртатнафта» два месяца трубила о необходимости снижения акциза на бензин с 213 до 170 евро/1000 л, но в последний момент через подконтрольного депутата закинула неожиданное и дерзкое предложение — уравнять налог на все моторные топлива на одном уровне 139,5 евро. Логика такая, что, мол, все будут платить одинаково. Правда, эта логика быстро испаряется, если учесть, сколько можно проехать на одном литре бензина, дизтоплива и сжиженного газа. Тем не менее, судя по многочисленным комментариям, тезис о такой «уравниловке», как говорится, зашел. Глава парламентского комитета по ТЭК и ЖКХ Андрей Герус прокомментировал «Экономической правде»: «Автомобилисты на бензине и дизеле платят гораздо больше. Поскольку сжиженный газ чуть более экологичный, то какая-то разница может быть, но сегодняшние разрывы в акцизах точно надо уменьшать», — отметил он.

И хотя на заседании «финансового» комитета, а затем и во время рассмотрения в сессионном зале поправка про унификацию акциза была отклонена, «Привату», похоже, удалось навязать тезис о том, что вопрос не в повышении акциза на газ (это, мол, вопрос решенный), а в том, насколько снижать акциз на бензин. Во время слушаний, в частности, стало известно, что инициативы «Укртатнафты» поддерживает Минфин, а это серьезный сигнал. Возможно, правка «139,5» была вброшена для обозначения некоей нижней планки снижения и создания более выгодной позиции для последующих торгов. Тем более что дебаты по этому вопросу будут продолжены в комитете на этой неделе.

Не дремлют и оппоненты «Укртатнафты» — газовики. Они принимают участие в заседаниях комитета Гетьманцева, замечены в Кабмине. Правка «139,5» собрала в зале лишь 145 голосов, ряд депутатов из «Слуги народа» повторили тезисы о пользе газа, которые несут в массы представители Ассоциации Станислава Батраченко. В целом же аргументация «оставить все как есть» весьма слабо подкреплена. В ответ на «социальное» топливо оппоненты кроют социальной справедливостью, когда все должны платить за дороги одинаково, с чем тоже сложно спорить. А насчет экологичности газа технологи «Укртатнафты» подготовили контраргумент про меркаптаны и прочие альдегиды… Похоже, что для газовиков отстоять неприкосновенность акциза является скорее делом принципа. Нужны новые лозунги, но их пока нет.

Ситуация разрешится на этой неделе. Он-лайн голосование на enkorr показывает, что отраслевая общественность верит в победу «Привата». Другое дело, что даст ему эта победа? Владельцы машин с ГБО будут заправлять газ до тех пор, пока он будет дешевле бензина. А этому не угрожают даже самые дерзкие вбросы «Привата».

 

Милованов обеспокоен маржей операторов АЗС

Разговор по ценам и по марже назревал давно и это понимали все. Правда, как обычно, рынок ситуацию «перегрел». В итоге на неделе состоялось первое знакомство трейдеров с новым министром экономики (четверг) и премьером (пятница). Общение с первым, по словам очевидцев, оставило глубокое разочарование, с премьером поговорили более конструктивно. Судя по последующим постам Милованова в Фейсбуке, понимание не только рынка, но и базовых вещей у министра весьма своеобразное. Например, в одном из своих постов он приводит инфографику о том, что доля затрат на бензин А-95 в Украине и Европе одинакова. Совершенно непонятна и ценность приведенной информации о том, сколько в стоимостном выражении страна тратит на бензин А-95.

Но есть и просветы. В своем посте министр выдвигает версию, что сокращение объема рынка бензина вдвое может быть связано с переходом на сжиженный газ и «продажей нефтепродуктов на черном рынке». Судя по всему, общение с рынком за день до публикации не прошло даром.

Что же до маржи, то до встречи в четверг Милованов опубликовал данные о росте наценки на бензин А-95 с 8% до 21% за год. Механизм расчета неизвестен, но судя по шкале цен, в расчет была взята максимальная цена с премиальных сетей со всеми вытекающими отсюда выводами.

Наценки действительно выросли. По расчетам «Консалтинговой группы А-95», по дизтопливу как наиболее массовой позиции они составили 5,5 грн против 3,6 грн/л в 2018 году. Разумеется, внутри и затраты, и логистика и НДС. Но факт остается фактом: и маржа, и прибыль выросли. На бензине и ДТ. А вот то, что давно нет маржи на автогазе, за которым под 30% розничной реализации, мало кого интересует. Всем интересны прибыли, тогда как убытки 2014–2015 годов — нет. Говорят, на встрече в пятницу премьер серьезно отнесся к проблемам теневого рынка, который давно забрал газ и бензин, а теперь все больше отъедает дизтоплива. Посмотрим, но рынку в любом случае пора научиться отвечать ожиданиям общественности как минимум в части соответствия таким общедоступным индикаторам как курс валют. 

 

«Укрнафта» пожаловалась Кабмину на сотрудничество с Кременчугским НПЗ

«Толлинговая переработка нефти с дальнейшей реализацией нефтепродуктов по контрактам и через сеть собственных автозаправочных комплексов (АЗК) является экономически обременительной для предприятия и не решает проблему с реализацией всего объема сырья», — сообщает «Интерфакс-Украина» со ссылкой на копию обращения.

Давайте разберемся, что это означает. Давальческая переработка появилась как альтернатива продажи нефти на аукционах, где цену реализации устанавливает правительство на основе импортного паритета. Клиентоориентированная «Укрнафта» заявила, что покупателю это невыгодно и настойчиво просила переписать формулу ценообразования нефти, перейдя на экспортный паритет. Это означает, что цена нефти будет ниже на 30–40 долл./т, а для «Укрнафты» это недополученный 1,3 млрд грн по году (они столько даже в виде капвложений освоить за год не могут). Очевидная скидка для Игоря Коломойского не прокатила. Но параллельно началась давальческая переработка на «Укртатнафте». Это когда нефть не продается, а отдается на переработку за отдельную плату. Никто условий этой переработки не видел — ни «выходов», ни потерь, ни логистики и т.д. Также никто на рынке не видел предложения топлива от «Укрнафты», хотя его должен быть явный избыток. В итоге — опять что-то не так. Какие критерии «экономической обременительности» — опять непонятно. Невыгодно по сравнению с чем? Или услуги по переработке начали стоить столько, что дальше их платить стало страшно?..

Учитывая, что «Укрнафта» и «Укртатнафта» это пальцы одной руки, был нащупан еще более интересный вариант заработка. (Сложно даже его представить, если «давалка» дает безграничные возможности ободрать подконтрольного со всех сторон давальца). Уверен, скоро мы услышим новые призывы снизить цену до экспортного паритета, который к тому же будет «правильно» рассчитан. Возможно, «Приват» чувствует какой-то удачный момент для внесения данного предложения.

Если внимательно следить за сообщениями «Укрнафты», то можно заметить, что слово «бремя» и прочие однокоренные слова прочно вошли в обиход менеджмента крупнейшей нефтедобывающей компании Украины. Дивиденды — бремя, давальческая переработка — тоже. Используя новую терминологию, скажу, что самым обременительным для «Укрнафты» является ее менеджмент, притом уже давно. То же самое можно сказать и о Наблюдательном совете, который решительно этого не замечает.

 

Розничные сети увеличивают закупки кременчугского бензина

В то время как «Укрнафта» недовольна работой с «Укртатнафтой», все остальные очень даже довольны. Во всяком случае, закупки бензина выросли достаточно бодро. Несложно заметить, что пока это преимущественно прерогатива небольших сетей, которым хлопотно связываться с импортом, валютой, железкой и т.д. Из крупных сетей эксперимент продолжают WOG, Shell, AMIC. На самом деле уже легче перечислить тех, кто не покупает в Кременчуге, а если учесть, что отечественный производитель представлен также и Шебелинским ГПЗ, то таковых и вовсе не останется.

Но Кременчугу надо больше. Завод хочет наращивать переработку до 3–3,5 млн т, а это 1–1,2 млн т бензина против ожидаемых в этом году 760 тыс. т. Всего же, напомню, текущую мощность НПЗ его представители называют на уровне 4,5 млн т или 1,5 млн т бензина. Притом, что весь рынок в этом году будет около 1,9 млн т. Реализовать 1–1,2 млн т видится вполне посильной задачей даже без применения экстраординарных методов воздействия на партнеров. Они, в лучшем случае, могут понадобиться при выходе на максимальную переработку, которой пока не просматривается. При этом не будем забывать, что есть литовцы и особенно белорусы, которые имеют очень серьезный задел по снижению цены (долларов 20 так точно). Хоть бы не получилось так, что расчищая рынок от газа для бензина «Приват» не расчистил его для конкурентов.

 

Россия остается крупнейшим поставщиком ДТ в Украину

Год близится к концу и выбить россиян с первых позиций уже не получится. Получив удар в августе, «Роснефть» и ее партнеры по поставкам ДТ по трубе переориентировались на ж/д, а в декабре даже совершили дерзкую «вылазку», снова предложив поставку с Новограда и Смыги. (По имеющимся данным, всего будет 30 тыс. т). В декабре им подыграли рекордные спреды между южной и северной котировками, но как долго продержится такая нетипичная ситуация, неясно. Также есть уверенность в том, что подрастут цены и на ж/д-поставки. Иначе и быть не могло, ведь паритет подняла Беларусь, ее поддержали литовцы, так почему не подкорректировать и россиянам? Украина стала еще более завидным экспортным направлением, будучи готовой платить самые высокие в регионе цены. С другой стороны, за $10/т рынок диверсифицируется. А это всего 25 коп./л. При розничной марже 5,5 грн/л. Можем себе позволить, не так ли, господа ритейлеры?

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти