У початок

Рынок ставит под сомнение слова белорусских экспортеров

Участники рынка сомневаются в масштабах и правдивости причин кризиса с поставками нефтепродуктов из Беларуси. Это дополнительно усиливает неопределенность в принятии решений об импорте с других направлений. Такое мнение выразили опрошенные enkorr трейдеры.

«Все, с кем мне приходилось общаться, считают это очередной игрой БНК. Не удивлюсь, если этот мега-кризис завтра рассосется и все поедет опять», — говорит менеджер одной из компаний-импортеров. — «Думаю, белорусы решили просто качнуть рынок».

В первые дни после заявлений «Белорусской нефтяной компании» (БНК) ажиотажа на украинском рынке не наблюдалось, в том числе из-за существенных запасов топлива на нефтебазах крупных операторов.

«Это не в первый раз. Прошлой осенью они два месяца рассылали письма об урезании поставок, держали всех в напряжении, а в итоге и в октябре, и в ноябре выгрузили по 160–180 тыс. т. Скорее всего ситуация с «отравленной нефтью» не настолько серьезная, как нам хотят ее представить», — отметил в беседе с enkorr получатель белорусского топлива на условиях анонимности.

По словам еще одного собеседника, сомнение у трейдеров вызывает отсутствие полной картины происходящего в Беларуси и вакуум информации от БНК.

«БНК заявила, что экспорт темных остается без изменений, а светлых закрывается. Как можно производить мазут и не производить дизтопливо и бензин? Очевидно, что продукт есть, но почему его не отгружают?» — задается вопросом собеседник enkorr.

По его словам, сомнение также вызывает тот факт, что история с «грязной» нефтью случилась сразу после очередного обострения отношений между правительствами России и Беларуси, и публичных заявлений о планах поднять тариф на транспортировку нефти или остановить нефтепровод «Дружба» на ремонт.

Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн в комментарии enkorr заявил, что рынок могла бы успокоить оперативная, объективная и открытая информация о происходящем.

«Приходится констатировать, что за много лет БНК так и не удалось выстроить с рынком доверительные отношения. Это может сыграть с рынком злую шутку, так как ситуация в Беларуси и вправду может оказаться серьезной, поставки долго не возобновятся и возникнет острый дефицит с ростом цен», — говорит глава «А-95». Он также считает, что такой крупный международный трейдер как БНК мог бы оперативно принять решение о снабжении украинских контрагентов из других источников либо догрузить заводы альтернативной нефтью.

С.Куюн привел в качестве примера ситуацию 2007 года, когда литовский концерн «Мажейкю нафта» выполнил свои обязательства по поставкам в Украину, несмотря на аварию на заводе.

Как сообщал enkorr, «Белнефтехим» ввел ограничения на экспорт светлых нефтепродуктов в связи с резким сокращением переработки нефти на НПЗ, спровоцированным поставками некачественной нефти из России.

Первые сведения о некачественной нефти из нефтепровода «Дружба» появились 19 апреля. Концерн проинформировал о 10–25-кратном превышении допустимых показателей доли органических хлоридов. Российская «Транснефть» признала отклонение в качестве, а Минэнерго РФ заявило, что проблемы имеют «технический характер». 22 апреля некачественное сырье достигло европейских НПЗ.

23 апреля БНХ сообщил, что «пока говорить, что есть какие-то улучшения по потоку нефти, преждевременно». В «Гомельтранснефть Дружба» ожидают улучшения ситуации с качеством нефти не ранее чем через 8–10 дней. В этот же день БНК уведомила своих контрагентов о наступлении форс-мажора.

Справка enkorr

В 2018 г. доля белорусского ДТ в балансе украинского рынка составила 33%. Мозырский и Новополоцкий НПЗ по итогам прошлого года отгрузили в Украину 2,343 млн т (-8% по сравнению с 2017 г.).

Белорусские производители остаются основным источником поставки бензинов в Украину. В 2018 г. импорт бензина из Беларуси в Украину составил 836,5 тыс. т, что равно 44% объема украинского рынка.

На белорусское авиационное топливо в 2018 г. припало 8% украинского рынка (70,2 тыс. т.).

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти