У початок

Казахстан за 20 лет сократил производство ГСМ на 28%, – эксперты

Казахстан за 20 лет сократил производство ГСМ с 18 млн т до чуть более 13 млн т при увеличении нефтедобычи втрое. Об этом сообщает CA-NEWS со ссылкой на аналитический обзор Института политических решений.

«Несмотря на то, что суммарный объем капиталовложений в нефтегазовый комплекс республики превысил $100 млрд (наибольший показатель среди стран СНГ), ударными темпами строятся лишь трубопроводы, по которым углеводородное сырье миллионами тонн и кубометров уходит за рубеж. Переработка же сырья на трех имеющихся отечественных НПЗ за два десятилетия с 18 млн т сократилась до немногим более 13 млн т нефти в год», –подчеркивают аналитики ИПР.
«Топливный кризис, начавшийся в Казахстане в начала лета и продолжившийся осенью, в очередной раз показал, что страна, за последние 20 лет более чем утроившая уровень нефтедобычи (79,5 млн т в 2010 г.) не способна обеспечить себя ГСМ в необходимых объемах и качестве», – говорится в обзоре.
Эксперты отмечают, что подобного затяжного кризиса не случалось за всю историю независимого Казахстана. Цены на автомобильные бензины и необходимое сельскому хозяйству дизельное топливо стали расти: за 9 месяцев бензин подорожал на 32%.
Эксперты отмечают, что качество производимых ГСМ зачастую намного уступает российскому бензину, не говоря о стандарте Евро-2.
«Ситуацию усугубляет «разбодяживание» бензина на автозаправках. Так, только в первом полугодии этого года было проведено 175 проверок предприятий, реализующих нефтепродукты, выявлены нарушения в 109 случаях, запрещена продажа ГСМ на сумму свыше 400 млн тенге ($2,7 млн)», – сообщается в обзоре. 
Кроме того, эксперты указывают на случаи, когда под маркой высокооктанового продается прямогонный бензин с октановым числом от 55 до 80.
«Таким образом, по стоимости бензина мы практически догнали Европу, но по его качеству остаемся на уровне развивающихся стран», – подчеркивают эксперты ИПР.
По их мнению, что одной из причин текущего топливного кризиса является моральное устаревание и износ оборудования действующих НПЗ.
«Унаследовав от советских времен три НПЗ, ни одно правительство не смогло, воспользовавшись высокими ценами на сырье, направить денежные потоки в переработку и привести мощности предприятий в соответствие с современными требованиями», – говорится в обзоре.
Аналитики ставят под сомнение объяснение министром нефти и газа роста цен на ГСМ в стране ростом мировых цен на нефть и дешевизной на казахстанских заправках по сравнению с российскими.
«Ссылка на то, что бензин дорожает вследствие роста мировых цен на нефть, малоубедительна: Казахстан является экспортером, а не импортером нефти. Более того, Агентство РК по защите конкуренции (АЗК) пришло к выводу, что динамика цен на ГСМ, установленная субъектами оптового рынка нефтепродуктов, неадекватна динамике цен на нефть. К примеру, крупные оптовики увеличивали цену на ГСМ даже при падении закупочных цен на нефть», – пишут аналитики.
Переработка нефти в Казахстане в январе-октябре 2011 г. составила 11,31 млн т, что на 0,8% ниже аналогичного показателя 2010 г.
Напомним, нехватку топлива АЗС Казахстана в тех или иных регионах начали испытывать еще в мае, в условиях дефицита бензина в России. Летом трейдеры республики сообщали о снижении поставок нефтепродуктов на АЗС почти в два раза, а также о сокращении местными НПЗ выпуска бензина на 20%. Последние несколько месяцев заправки республики время от времени торговали топливом только по талонам или с ограничениями, а также работали с перебоями из-за дисбаланса розничных и оптовых цен на нефтепродукты и дефицита бензина. Крупные операторы АЗС сообщали об убытках.
Острая нехватка бензинов А-80 и А-92 на АЗС в Алматинской области Казахстана отмечалась в начале ноября 2011 г.
Справка OilNews
Нефтепродукты в Казахстане производят два НПЗ – Атырауский и Шымкентский – и Павлодарский НХЗ (входят в состав госкомпании «КазМунайГаз») и 30 мини-НПЗ.
Суммарная переработка нефти НПЗ «КазМунайГаза» – 14,5 млн т/г.
Выпуск нефтепродуктов казахстанскими НПЗ в 2010 г. составил 12,7 млн т (+12% к 2009 г.).
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти