У початок

«Дружбе» прогнозируют истощение

Славные времена «Дружбы» ушли безвозвратно, а значение этого нефтепровода будет падать в последующие годы, вплоть до прекращения прокачек. Такое мнение выразили чешские эксперты журналу Euro, пишет «Экономическая правда».

По мнению специалистов отрасли, «Дружба» безвозвратно движется к своему концу, Россия все реже спорит о тарифах за транзит и ищет более выгодные для себя пути обеспечения европейцев нефтью, в том числе через порты и терминалы.
«Нефтепровод «Дружба» надежно функционирует уже 50 лет, но его жизнеспособность зависит от инвестиций, которые являются условием надежной и безопасной работы на протяжении всего нефтепровода, во всех странах», – сказал пресс-секретарь словацкой компании Slovnaft Антон Молнар.
По его мнению, рано или поздно поставки по этому традиционному пути будут остановлены, причем независимо от причин.
«Уже долгое время очевидно, что нефтепровод «Дружба» закончит работать», – считает бывший премьер Чехии Мирек Тополанек, а сегодня председатель отопительного объединения Чехии.
По его словам, на восток от границ Словакии на нефтепроводе не проводятся практически никакие значительные ремонтные работы.
«Рано или поздно должна произойти поломка, которая станет сигналом для прекращения работы», – уверен Тополанек.
Помимо стареющих труб и скромных инвестиций, не в пользу нефтепровода говорит также истощенность месторождений, с которых поступает в него нефть. «Дружба» начинается в Альметьевске в Саратовской области (Центральная Россия), где она забирает нефть из Казахстана, с Кавказа и Западной Сибири. Запасы местных месторождений постепенно приближаются к максимуму возможной добычи. И вполне возможно, что скоро «Дружбу» буде нечем наполнять.
Не менее значимыми являются и тарифные разногласия России с теми странами, по которым проходит данная магистраль. Истощению «Дружбы» также способствует наращивание в последние годы поставок нефти Россией в Индию и Китай.
Компания Mero, эксплуатирующая чешскую ветвь нефтепровода, отмечает  «Дружбу» как одну из самых эффективных инвестиций в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ, 1949 г.).
В компании также уверены в хорошем техническом состоянии системы труб «Дружбы» на участке от Украины до Чехии.
«Эта часть нефтепровода в техническом плане содержится на требуемом уровне качества. У наших техников есть возможность физически проверять весь данный участок трассы, поэтому мы считаем, что на этом отрезке системы «Дружбы» в ближайшие годы  не грозит остановка работы по техническим причинам», – сказала пресс-секретарь компании Merо Радомира Долежалова.
Остановку прокачек по «Дружбе» ощутит на себе чешский НПЗ в Литвинове, сырье для которого поступает из России. Предприятие вынуждено будет существенно сократить свою работу.
Однако нефть в Чехию транспортируется также и через нефтепровод TAL и связанный с ним IKL. 
«Положение Чешской Республики в области обеспечения нефтью очень хорошее, по причине строительства нефтепровода IKL. На его основании у нас уже с 1996 г. есть реальный альтернативный путь из порта в Терсте через нефтепроводы TAL и IKL, чьи возможности выше потребления нефти в Чешской Республике», – утверждает Долежалова.
В начале мая стало известно о недопоставках российской нефти на нефтеперерабатывающие предприятия Чехии. ОАО «АК «Транснефть» опубликовала график поставок российской нефти в Европу по «Дружбе», согласно данным которого из запрошенных чешскими НПЗ 350 тыс. т нефти по состоянию на 4 мая 2012 г. оформлены только 73 тыс. т.
А также после запуска проекта «Балтийская трубопроводная система – 2» (БТС-2) в Ленинградском порту Усть-Луга в марте 2012 г. возможным сокращением транспортировки нефти в республику обеспокоилась Беларусь. По словам инженера-технолога ОАО «Гомельтранснефть «Дружба» (оператор южной ветки) Владимира Воробьева, объем транспортировки в 2012 г. может снизиться до 65 млн т. По прогнозам предприятия, с выходом БТС‑2 на полную мощность, Беларусь потеряет 10‑15 млн т транзитной нефти, перекачиваемой в направлении Польши.
Нефтепровод «Дружба» обеспечивает нефтью Чехию, Словакию, Польшу, Венгрию и часть Германии (бывшую Восточную Германию). Австрия и Бавария получают нефть по нефтепроводу  TAL (Transalpine Pipeline) из Терста,  в частности по ветви AWP (Adria Wien Pipeline) через порт из Средиземного моря, в том числе и из арабских стран.
Нефтепровод IKL (Ингольштадт–Кралупы–Литвинов), идущий из немецкого Фобурга в Нелагозевсе в Кралупы-над-Влтавоу был построен Чехией в конце 1990-х гг. Его мощностей достаточно для обеспечения потребности чешских НПЗ.
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти