У початок

Бюджет впервые заплатит нефтяникам за поставку бензина в Россию

За март российские переработчики нефти впервые могут получить из бюджета компенсацию за поставку бензина на внутренний рынок. По данным агентства Argus Consulting, за каждую тонну бензина, проданную в марте, бюджет может компенсировать им по 3610 руб. Такая ситуация произошла впервые с начала года, передают «Ведомости».

Налоговый маневр и договоренности нефтяников с Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) о сдерживании внутренних цен на топливо привели к тому, что разрыв между экспортным паритетом и внутренними российскими ценами увеличился. По данным ФАС, он доходил до 10 тыс. руб./ т, по данным Минэнерго, бывали дни, кода разрыв превышал 18 тыс. руб./т. Продавать топливо на российском рынке стало менее выгодно, чем за рубежом. В прошлом году правительство приняло решение компенсировать до 60% недополученных доходов и разработало формулу компенсации.

Но из-за макроэкономических факторов (падения стоимости переработки в Европе) формула сработала так, что нефтяникам пришлось доплачивать в бюджет за продажу на внутреннем рынке бензина за январь – февраль.

Суммарные компенсации за поставку на внутренний рынок бензина и дизельного топлива по итогам марта могут составить 24,3 млрд руб., оценивает Argus Consulting. В январе, по данным Минфина, компенсация за поставку моторных топлив на внутренний рынок составила 0,7 млрд руб., за февраль, по расчетам Argus Consulting, нефтяные компании могут получить примерно 10 млрд руб.

«Столь высокое значение выплат в марте сложилось из-за того, что компенсационный коэффициент по бензину впервые стал положительным и составил 3610 руб. за 1 т, — говорит старший аналитик Argus Consulting Сергей Агибалов. — В январе и феврале нефтяники за продажу бензина на внутренний рынок наоборот доплачивали в бюджет. Суммарные выплаты по бензину за март могут быть до 9 млрд руб.».

Компенсация за поставку на внутренний рынок дизельного топлива, по оценке Argus Consulting, в марте незначительно снизилась — до 5640 руб./т. Суммарные выплаты за поставку дизельного топлива за март составят, по оценке Агибалова, около 15,3 млрд руб. Таким образом, за январь компании получили 10,7 млрд руб. из бюджета, а за февраль могут получить примерно 14,8 млрд руб.

Несмотря на большое положительное значение компенсации, на рынке сохраняется парадоксальная ситуация: для НПЗ отгрузки бензина на внутренний рынок в марте оставались убыточными, а в рознице сохранялась рекордно высокая маржа, говорит Агибалов.

В конце прошлой недели гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков рассказывал об экономике нефтепереработки в I квартале этого года: «У нас все НПЗ получили убытки. Производство бензина получилось нерентабельным. На нас наложили ненужные обязательства на внутреннем рынке (поставки топлива, создавшие избыток предложения. — «Ведомости»). Мы эти обязательства выполнили, но в результате уронили крупнооптовые цены на внутреннем рынке, а от этого получили двойной убыток».

Именно поэтому правительство решило пересмотреть расчет компенсации, но столкнулось с сопротивлением Минфина: выпадающие доходы бюджета могут составить 120–190 млрд руб. в год, подсчитало министерство и настояло на возмещении. Появилось три варианта: взять деньги из фонда национального благосостояния; повысить акцизы на мазут и средние дистилляты (полуфабрикаты); повысить налог на добычу полезных ископаемых для нефтяников. Финального решения еще нет.

Справка enkorr

На фоне налогового маневра в России резко возросли цены на топливо. Так, стоимость авиакеросина по итогам первого полугодия 2018 г. увеличилась на 18–20% (по мнению замминистра транспорта Александра Юрчика — на все 30%). Розничная цена на сжиженный углеводородный газ повысилась за январь-август на 31,8%.

Правительство не смогло стабилизировать ситуацию с ценами на бензины и ДТ  рыночными методами, поэтому в конце ноября 2018 г. перевело топливную отрасль в режим ручного управления. В частности, оно договорилось с ВИНКами установить предельные цены на топливо для каждого региона.

С 1 января 2019 г. в РФ повысились ставки акцизов на моторное топливо, а также средние дистилляты. Кроме того, был введен акциз на темное судовое топливо. Акциз за тонну автомобильного бензина пятого класса вырос в полтора раза — с 8213 руб. до 12 314 рублей. Повышен акциз и на дизельное топливо — с 5665 руб./т до 8541 руб./т. Кроме бензина и ДТ, повышение ставок акцизов затронуло средние дистилляты — с 6665 руб./т до 9241 руб./т.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти