В начало

Заправки продают бензин с завышенным октановым числом, – Росстандарт

Почти на половине российских заправок Росстандарт обнаружил нарушения государственных стандартов, связанных с октановым числом. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на данные ведомства.

Самое распространенное нарушение, по данным экспертов, – завышение октанового числа бензина. Так, вместо 95-го можно купить 92-й. Это не только выходит неоправданно дорого, но и часто оборачивается неприятностями с двигателем.
Стандарты нарушают около 40-45% АЗС.
«Мы провели в прошлом году проверки на 560 заправках, нарушения технического регламента выявлены на 232 станциях, – рассказал руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Григорий Элькин. – Составлены 426 протоколов об административных нарушениях. Общий объем штрафов достиг 1,94 млн руб. ($65,4 тыс.).
О снижении октанового числа догадаться сложно, поскольку по внешнему виду и запаху «плохое» топливо от «хорошего» практически не отличается.
«Сейчас самым популярным улучшителем бензина в России является метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Его максимально разрешенная концентрация составляет 15%, – сообщил начальник отдела бензинов ВНИИ нефтепереработки Вячеслав Емельянов. – Проблема в том, что кипит он уже при температуре 55 градусов, в то время как сам бензин испаряется гораздо хуже (он представляет из себя смесь углеводородов с температурой кипения от 30 до 200 градусов). Поэтому из бензина МТБЭ очень быстро испаряется. Особенно это заметно во время летней жары».
В поступающем непосредственно с НПЗ топливе такое отклонение от заявленного качества определить почти невозможно.
«На 28 крупнейших НПЗ за соблюдением технологии следят представители военной приемки. Поэтому попадающее на рынок топливо всем требованиям соответствует. Но часто на нефтебазах топливо улучшают», – сказал Вячеслав Емельянов.
Чаще всего на нефтебазах применяют МТБЭ. Например, с помощью этой присадки можно элементарно удвоить количество А-92, пояснил Вячеслав Емельянов. Для этого в равной пропорции смешивается дешевый А-80 (средняя цена на российских АЗС, по данным ИАЦ «Кортес», – 24,85 руб./л ($0,84)) и более дорогой А-92 (26,47 руб./л, или $0,89). Получается смесь с октановым числом 86. Но если добавить 15% МТБЭ, на выходе снова получается 92-й. Это разрешенная технология и при соблюдении процедуры топливо должно полностью соответствовать ГОСТам. Ровно до того момента, пока МТБЭ не испарится.
Немного метилтретбутилового эфира улетучивается при перевозке в цистерне, еще немного – при хранении на АЗС, а еще – в процессе заправки. Остатки могут исчезнуть уже из бензобака. В итоге могут прогореть поршни цилиндров, потому что бензин-90 или 88 будет детонировать заметно раньше. Водитель в это время может слышать характерный звон при работе двигателя.
Залить 40-литровый бак бензином А-95 обойдется по среднероссийской цене в 1 137 руб. ($38,3), А-92 (которым и может на практике оказаться 95-й) – в 1 059 руб. ($35,7). Разница составит 79 руб. плюс в последующем дополнительные расходы на ремонт двигателя.
По мнению экспертов, автовладельцу проверить октановое число бензина, которым он заправляет машину на АЗС, почти невозможно.
«Очень похоже, что данные Росстандарта соответствуют действительности, – сказал глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Показательны данные о количестве ремонтов двигателей. Взять хотя бы Москву, в которой зарегистрированы более 3 млн машин. И ежегодно 100 тыс. автовладельцев вынуждены ремонтировать двигатели».
Также сложно доказать, что злоупотребления произошли именно на какой-то конкретной заправке.
«Как правило, доказать получается только в том случае, если двигатель останавливается на выезде с АЗС. Но чаще всего ущерб проявляется далеко не сразу», – отметил Виктор Похмелкин.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти