В начало

Введение импортных пошлин создает угрозу возникновения дефицита топлива, – эксперт

Заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев считает, что введение пошлин на импорт нефтепродуктов создаст предпосылки для возникновения дефицита топлива на украинском рынке. Об этом он сообщил в статье, размещенной в журнале «Терминал» №48 от 29 ноября 2010 г.

«При введении пошлин значительно возрастет опасность возникновения серьезного дефицита топлива в случае длительной остановки Кременчугского или Лисичанского НПЗ», – отметил он.

Эксперт обратил внимание, что на сегодняшний день отечественным заводам будет сложно самостоятельно сегодня реальные мощности украинских НПЗ, способных производить топливо, соответствующее ДСТУ 4063-2001 и ДСТУ 3868-99, составляют чуть больше 17 млн т.

«Даже если допустить, что владельцам отечественным заводов каким-то волшебным образом удастся в 2011 г. увеличить объемы поставок сырья в полтора раза, то с учетом нынешней глубины переработки они выпустят порядка 10 млн т светлых нефтепродуктов, в частности – 1,4 млн т высокооктана. В 2009 г. объемы потребления светлых в Украине составили 9,7 млн т, в том числе 1,8 млн т бензина А-95 и А-98», – отметил Г. Рябцев.

Эксперт также подверг сомнению распространенное мнение о том, что объемы нефтепереработки в Украине снизились за последние пять лет вдвое из-за увеличения доли импортного продукта на рынке страны. По его словам, доля ввозимого в Украину ресурса уже давно не превышает 40%, что не представляет никакой угрозы отечественному производителю.

«Может, украинские заводы сократили выпуск продукции по другой причине? Например, из-за невиданных льгот одним участникам рынка в ущерб другим? В частности – из-за возможности покупать нефть украинской добычи втрое-вчетверо дешевле ее рыночной цены, выпускать компоненты топлива, превращавшиеся в конечный продукт по пути от завода до бензоколонки, завозить в Украину сотни тонн нефтепродуктов без уплаты акциза и НДС», – отмечает замдиректора «Психеи».

В то же время Г. Рябцев подытожил, что в случае введения пошлин Минтопэнерго будет значительно легче контролировать ресурсную и ценовую ситуацию в стране из-за резкого сокращения числа участников топливного рынка и сосредоточения финансовых потоков у нескольких крупных компаний. Также эксперт не исключает, что потребитель получит при этом управляемые, стабильные (хотя и высокие) цены, но в значительной мере лишится выбора.

«Не исключено, что топливо премиальных марок вообще исчезнет с отечественных заправок. Рыночное преимущество получат украинские производители нефтепродуктов, но тепличные условия, в которые они вновь попадут, не будут способствовать обещанной ими модернизации. Скорее всего, прибыль будет по-прежнему выводиться из страны, поскольку государство не располагает достаточным влиянием на владеющие заводами ФПГ», – резюмировал Г. Рябцев.

Как сообщал OilNews, 23 ноября на заседании Экспертно-аналитической группы (ЭАГ) по вопросам стабильного функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил, что министерство направило в Кабинет министров Украины письмо с предложением ввести с 2011 г. пошлину на импорт нефтепродуктов в размере €120/т.

При этом участники заседания отмечают, что решение о введении пошлин не выносилось на обсуждение ЭАГ, а было озвучено министром в качестве перечня мер по защите нефтеперерабатывающей отрасли. Одновременно Минтопэнерго инициировало перенос ввода улучшенных стандартов качества нефтепродуктов на 2013 год.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти