В начало

В Таджикистане стремительно растут цены на топливо

Цены на ГСМ в Таджикистане в течение года выросли в три раза. Об этом пишет «Голос России».

С начала года бензин  подорожал почти на 30%. Литр А-92  в настоящее время  на автозаправках Душанбе стоит более 6 сомони (около $1,3), дизтоплива – 8,3 сомони ($1,8).
«Ну, сколько еще может дорожать топливо? Скоро придется зачехлить автомашину и ездить только на автобусе или передвигаться пешком», – возмущается один из местных автовладельцев.
С 1 июня в Таджикистане на треть подорожала стоимость проезда в общественном транспорте.
По мнению экспертов, в стране падает экономическая активность населения. Топливо дорожает каждый месяц по причине повышения экспортных пошлин на российский бензин, а также из-за ограничения его поставок из России. В республике также отмечается дефицит высооктановых марок бензина и ограниченная торговля топливом на АЗС.
 «Годовая потребность Таджикистана во всех нефтепродуктах – примерно 1 млн т. Как-то сравнил, и выяснилось, что это дневная норма выработки одного Томского НПЗ. Есть идея диверсифицировать часть этих объемов. Ну, скажем, примерно 50% закупок могут по-прежнему приходиться на ГСМ из России. Оставшаяся часть – из Туркменистана, Азербайджана и Ирана. Вторая инициатива – построить собственный НПЗ с выработкой 300-400 тыс. т и обеспечивать его иранской нефтью. Все предложения нацелены на то, чтобы больше не зависеть от нефтепродуктов из одного источника», – сказал в интервью «Голосу России» директор Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов.
По мнению политолога Вафо Ниятбекова, вариантом также стало бы вхождение  Таджикистана в Таможенный союз. Тогда страна могла бы получать нефтепродукты без пошлин.
«У нас единственный выход – это вступление в Таможенный союз. Но это вступление сейчас тоже представляется проблематичным. Если раньше нас ждали, то теперь Таможенный союз в руках Москвы становится неким инструментом влияния на страны Центральной Азии. Не секрет, что растущие цены влияют на социально-экономическое положение стран и, соответственно, их внутреннюю политику. Поэтому Таджикистану надо вступить в Таможенный союз или как-то попытаться решить с Россией вопрос о снятии экспортных пошлин на двусторонней основе. Может быть, что-то предложить взамен», – сказал политолог.
С начала года импорт российских ГСМ в Таджикистан снизился на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. За пять месяцев поставки топлива из России в республику снизились на 20 тыс. т. При этом цена за каждую тонну российских нефтепродуктов выросла на $351. Так, в мае за 1 т ГСМ Душанбе платил более $900 . В этой сумме доля экспортных пошлин составила 39%.

Основным поставщиком нефтепродуктов в Таджикистан является ОАО «Газпромнефть-Таджикистан». По данным гендиректора ОАО «Газпромнефть-Таджикистан» Фархода Мирзоева, в мае 2011 г. доля компании на бензиновом рынке Таджикистана составила 82%.

Напомним, из-за топливного кризиса на внутреннем рынке с 1 июня Россия ограничила экспорт высокооктановых марок бензина (А-92, А-95 и А-98) в Таджикистан. Дизтопливо, бензин А-80 и сжиженный газ поставляются в нормальном режиме.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти