В начало

В России ищут виноватых в дефиците авиакеросина

В кризисе на российском рынке авиакеросина виноваты монопольное положение ТЗК и железнодорожники. Такие причины нехватки авиатоплива назвал вице-премьер Игорь Сечин в письме к премьер-министру  Владимиру Путину, пишет «Коммерсантъ».

По мнению вице-премьера, причиной топливного кризиса стали «перебои в поставках топлива по железной дороге, а также монополизация в области топливозаправочных комплексов (отсутствие альтернативных ТЗК в российских аэропортах)». В результате, по словам И. Сечина, около 75% ТЗК формируют стоимость топлива самостоятельно, а не по рекомендациям Федеральной службы по тарифам (ФСТ). В области заправки топлива в крыло есть «необоснованная региональная дифференциация». Например, услуга в Шереметьево стоит 1,69 тыс. руб./т ($55), в Томске – 1,8 тыс. руб./т ($58,6), а в Улан-Удэ – 4,32 тыс. руб./т ($140,6).
Вице-премьер рекомендует поручить Минтрансу в месячный срок сформировать предложения по организации альтернативных ТЗК в российских аэропортах, обеспечить создание в них резерва топлива не менее чем на 10 дней. Минтрансу России, Федеральной налоговой службе и ФСТ – «ускорить утверждение нового порядка раздельного ведения учета затрат по услугам ТЗК», Минтрансу совместно с Минэкономики обеспечить выделение из Росрезерва России в четвертом квартале 2011 г. 300 тыс. т авиакеросина из Росрезерва (напрямую авиакомпаниям). ФСТ следует обеспечить установление тарифов на услуги ТЗК, а Федеральной антимонопольной службе обеспечить контроль за деятельностью ТЗК «с применением мер антимонопольного регулирования».
Однако эти поручения в указанных министерствах и ведомствах назвали «трудновыполнимыми». По словам источника «Коммерсанта» в Минтрансе, выделение авиакомпаниям топлива – «ошибочный путь, поскольку у них отсутствует логистика и нет персонала, который мог бы заправить топливо в крыло». Похожего мнения придерживаются и в авиакомпаниях.  Однако, по словам пресс-секретаря премьер-министра Дмитрия Пескова, поручение по выделению топлива из Росрезерва напрямую перевозчикам «уже на стадии согласования и не подлежит обсуждению».
Также Минтранс раскритиковал предложении о формирование десятидневного запаса топлива.
«Сейчас емкостей в московских аэропортах только на пять дней, – сообщил источник «Коммерсанта» в ведомстве. – На строительство новых емкостей уйдут годы, заморозка десятидневного запаса топлива – это десятки миллионов средств, изъятых из оборота топливных компаний. Ни ТЗК, ни авиакомпании, ни нефтяники его не поддерживают».
По мнению представителя одного из крупнейших ТЗК, И. Сечин не назвал в письме к премьер-министру еще несколько причин, которые привели к дефициту авиакеросина на рынке.
«В нем сознательно умалчивается ряд причин, приведших к кризису. Например, не упоминается о крупных заказах со стороны Минобороны, закрытии на профилактику некоторых НПЗ, монополизме в производстве, о непоставках керосина», – сообщили изданию в компании.
Как пишет «Коммерсантъ», ситуация на рынке авиакеросина остается напряженной – на прошлой неделе на бирже спрос на этот вид топлива в 30 раз превышал предложение. Минтранс, в свою очередь, оценивает дефицит авиакеросина на уровне 10% от потребления.
По оценкам аналитиков, паниковать «пока рано» и реальной угрозы остановки крупных перевозчиков нет: у них прямые контракты с нефтяниками, и они обслуживаются в приоритете.
Как сообщили изданию в компании «Аэрофьюэлз Групп», «от дефицита в ближайшее время могут пострадать авиакомпании среднего звена и иностранные перевозчики».
Напомним, впервые о недопоставках авиакеросина и возможной нехватке топлива для полетов сообщили 2 сентября 2011 г. аэропорты Московского авиационного узла, Внуково и Шереметьево. Иностранные авиакомпании перестали заправляться в московских аэропортах.
В начале октября компании снова стали опасаться дефицита топлива, ссылаясь на  отсутствие авиакеросина на биржах.   
Крупнейшие российские поставщики авиатоплива – «ЛУКОЙЛ» и ТНК-BP – обратились к правительству выделить им в IV квартале 2011 г. дополнительные объемы авиакеросина из госрезерва Министерства энергетики РФ для поставок в аэропорты России.
Правительство РФ поручило федеральным органам исполнительной власти и организациям актуализировать балансы производства и потребления авиатоплива, обеспечить создание в основных аэропортах резерва топлива в объеме, необходимом для обеспечения бесперебойной работы в течение 10 суток.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти