В начало

Минэнергоугля непрофессионально подошло к восстановлению украинских НПЗ, – Минфин

Министерство финансов и Минэкономразвития раскритиковали Минэнергоугля за предложения по восстановлению украинской нефтепереработки. Об этом OilNews сообщили источники в правительстве, знакомые с ходом обсуждения предложений Минэнергоугля по возобновлению нормальной работы нефтеперерабатывающих заводов Украины.

Оба министерства выступили против идей Минэнергоугля отменить НДС на импорт 10 млн т нефти, ввести спецпошлины на импортные нефтепродукты, квотировать поставки импортного топлива.
В выкладках министерств, имеющихся в распоряжении OilNews, отмечено, что квотирование и пошлины принимаются в случаях, когда национальному товаропроизводителю угрожают импортеры, а инициатива пошлин должна быть всецело обоснована. Однако 22 декабря 2011 г. Межведомственная комиссия по международной торговле постановила, что импортные нефтепродукты не угрожают украинским.
«Признано, что объемы импорта нефтепродуктов не причинили значительного вреда национальному товаропроизводителю», – напоминают в Минфине.
Кроме того, в Минфине утверждают, если Украина решит ввести пошлины на импортные нефтепродукты, то члены-участницы ВТО могут аналогично ввести заградительные меры к украинским товарам. В Минэкономразвития подчеркивают: принципиальным условием введения пошлин является согласование компенсационных уступок по другим группам товаров со стороны Украины.
Минфин считает, что пошлины на импортные топлива не способны восстановить нефтепереработку. Данная инициатива ведет к общему удорожанию топлива в стране и, как следствие, снижению потребления и снижению переработки. Также пошлина, как заградительная мера, может привести к дефициту топлива на рынке.
По оценкам Минэкономразвития, пошлина в 5-10% на бензин А-95 повысит его цену в рознице на 44-87 коп./л, дизтопливо при пошлине в 5% подорожает на 19 коп./л.
Для экономики Украины пошлины означают ухудшение платежного баланса, в случае полного отказа от импорта топлив в размере 12 млрд грн. При этом необходимые для полной загрузки НПЗ объемы нефти обойдутся в $10,8 млрд, тогда как стоимость импорта в Украину составляет $9,3 млрд.
По мнению экспертов Минэкономразвития, уход (значительное сокращение) с рынка Украины конкурирующего импортного топлива снижает привлекательность инвестирования в НПЗ страны.
Минфин выступил против отмены НДС на импорт 10 млн т нефти в Украину для последующей переработки на НПЗ страны. Профильное министерство указывает: отмена НДС влечет за собой недопоступления в бюджет от 14,2 млрд грн, а также позволяет создать схемы налоговой оптимизации.
Среди возможных схем оптимизации передача АЗС в собственность или в аренду тех юрлиц, которым принадлежат НПЗ, а также передача топлива на комиссионную реализацию сетям АЗС.
«И в том, и другом случае первой освобожденной от НДС поставкой нефтепродуктов с НПЗ будет розничная реализация нефтепродуктов на АЗС», – отмечают в министерстве.
В то же время переработка 10 млн т нефти не способна на 100% обеспечить рынок нефтепродуктами. Кроме этого, отмена НДС нарушает принципы недискриминации, заложенные в украинское законодательство.
Минэкомики отмечает: основная проблема украинской нефтепереработки в низком уровне конкурентоспособности продукции из-за отсутствия модернизации производства и, как следствие, низкого качества выпускаемого топлива. Именно это в свое время стало причиной постоянного снижения выпуска нефтепродуктов и остановки НПЗ, а импортное топливо стало логичным замещающим ресурсом.
«Сокращение в последние годы объемов переработки нефти обусловили недостаточность производства нефтепродуктов для полного удовлетворения потребностей в них как по количественным, так и по качественным показателям, и были компенсированы за счет импорта», – утверждают в Минэкономразвития.
Министерство утверждает, что стабилизация ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов должна состоять в том, чтобы обеспечить равные конкурентные права и создать условия для модернизации НПЗ.
Напомним, по подсчетам экспертов, реализация инициатив Минэнергоуглепрома по реанимации украинской нефтепереработки приведет к потерям госбюджета в размере 25 млрд грн в год.
Эксперты неоднократно высказывали мнение о том, что проблемы украинской нефтепереработки вызваны как объективными, так и субъективными причинами. Частные собственники нефтеперерабатывающих предприятий, приобретя их когда-то за небольшие деньги, в течение многих лет инвестировали в них тот минимум средств, который лишь поддерживал рабочее состояние, что теперь обусловило низкую эффективность их работы, а то и полную остановку из-за нерентабельности или полной технической отсталости.
Среди объективных причин снижение маржи нефтепереработки по всему миру из-за спекулятивно высоких цен на нефть и сравнительно невысокой стоимости нефтепродуктов, обусловленная падением платежеспособности потребителей.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти