В начало

Юридическая практика: как нелегальные АЗС работают «легально»?


Андрей Ярмольский/Андрей Гевко, партнер/советник юридической компании Fincord

По данным Нефтегазовой ассоциации Украины, на 1 июня в Украине работало 1123 нелегальных АЗС. Эта статистика неполная и реальные цифры гораздо выше, тем более, если учитывать, что часть АЗС время от времени закрываются, потом снова начинают работать.

Нелегальные станции можно разделить на две группы. Первая — это абсолютно нелегальные «наливайки», в которых нет никаких документов ни на землю, ни на оборудование, ни на товар. При проверке контролирующих или правоохранительных органов в таких АЗС иногда и владельца нет и найти ответственных лиц очень трудно.

Вторая группа — это АЗС, в которых обычно есть документы на землю, но земельный участок имеет целевое назначение, что не позволяет размещать заправочную станцию. Кроме того, в таких АЗС обычно нет разрешительных документов в сфере экологии, пожарной безопасности и охраны труда и тому подобное.

Как госорганы борются с нелегалами, и как в последнее удается — поговорим далее.

Нарушение правил безопасности. Обыск и арест имущества

Самый эффективный способ остановить работу нелегальной АЗС — это прийти с обыском и арестовать топливо вместе с оборудованием. Происходит это следующим образом: следователь регистрирует уголовное производство на том основании, что в АЗС отсутствуют разрешительные документы и нарушаются правила безопасности. После этого, он получает постановление суда на проведение обыска или осмотра.

В ходе этих мероприятий опечатывается имущество АЗС после чего следователь идет в суд с ходатайством о наложении ареста на него. Суд его (топливораздаточные колонки, резервуары, горючее) арестовывает работа АЗС останавливается.

Дальнейшая судьба такой АЗС очень часто зависит от настойчивости ее владельца.

Активные владельцы нелегала идут в апелляционный суд и отменяют арест. Аргументы могут быть разные. Например, Кропивницкий апелляционный суд в одном из своих решений отметил, что лицо, имущество которого арестовали, не является субъектом предпринимательской деятельности, а топливо использовалось для собственных нужд. Также, по решению суда, правоохранителям не удалось доказать факта продажи топлива третьим лицам.

Остановка АЗС по административному иску контролирующих органов

Если на АЗС нарушаются правила пожарной безопасности, правила охраны труда или отсутствуют разрешительные документы, контролирующие органы могут обратиться в суд с иском о приостановке работы такой станции. На практике Гоструда, пожарные или экоинспекция приходят на проверку, выявляют нарушения законодательства, после чего обращаются в административный суд с иском о применении мер реагирования путем остановки работы всей станции или отдельного ее оборудования.

Но, несмотря на наличие нарушений, владельцам АЗС часто удается убедить суд не останавливать работу объекта.

Например, в Черкасской области Гоструда обратилось с иском в суд о приостановлении работы газового резервуара поскольку предприятие не получило разрешения на его эксплуатацию и разрешения на выполнение работ повышенной опасности. Своим решением Черкасский окружной административный суд отказал Гоструда в удовлетворении иска. Суд отметил, что поскольку предприятие выдало приказ о запрете эксплуатации этого оборудования, то основания для его остановки на момент рассмотрения дела отсутствуют.

Демонтаж АЗС через нарушение правил благоустройства

Правилами благоустройства многих городов предусмотрено, что временные сооружения, расположенные без соответствующей разрешительной документации, считаются самовольно размещенными и подлежат демонтажу. Но даже если АЗС остановили путем демонтажа, то позже ее работу можно восстановить и продолжать работать.

Например, в г. Киеве на основании решения Департамента городского благоустройства Киевская служба спасения демонтировали АГЗС через отсутствие разрешительных документов. Владелец станции обратился в Окружной административный суд г. Киева и тот своим решением признал действия Департамента незаконными и обязал вернуть сжиженный газ и емкости для его хранения. Суд, среди прочего, мотивировал свое решение тем, что городской совет не утвердил порядок получения паспорта привязки для размещения АГЗП, поэтому предприятие не могло обратиться с соответствующим заявлением в разрешительный орган.

После решения суда предприятие обратилось с иском в Хозяйственный суд о взыскании упущенной выгоды. В этом деле оно также просило суд применить меры обеспечения иска. Суд заявление компании удовлетворил, и запретил Департаменту КГГА и Киевской службе спасения проводить демонтаж АГЗС.

Лицензирование и новые правила работы

С 1 июля вступили в действие новые правила, касающиеся хранения и розничной торговли топливом. Теперь АЗС должны получать соответствующую лицензию. На данный момент в ст. 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за работу АЗС без лицензии. Это штраф от 17 до 34 тысяч гривен и конфискация топлива, оборудования и емкостей в которых оно хранится.

Кроме того, если АЗС не имеет товаросопроводительных документов на топливо, существует риск привлечения к уголовной ответственности по ст. 204 Уголовного кодекса Украины.

На данный момент практика по привлечению к ответственности за торговлю топливом без лицензии еще не сформирована. Но принимая во внимание рассмотрение судами дел о торговле товарами для которых требуется лицензия, владельцы смогут все же находят аргументы, чтобы опровергнуть в суде обвинения в незаконной торговле. В первую очередь это будет связано с недостатками фиксации правонарушений со стороны правоохранительных органов.

В результате, с одной стороны — у государственных органов есть достаточно механизмов влияния на работу нелегальных АЗС, как в рамках уголовных производств, так и через остановки работы объектов в судебном порядке. С другой же стороны —из-за несовершенства законодательства и ошибок контролирующих и правоохранительных органов, нелегалам удается обходить запрет и доказывать свою правоту в судах. И все же есть большая вероятность, что комплекс последних нововведений – лицензирование операций с топливом, также мониторинг акцизного налога и фактических остатков в резервуарах – в перспективе минимизирует пространство для маневра махинаторов.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти