У початок
…Только тешатся…

…Только тешатся…

У правительства появился очередной шанс навести порядок в проведении нефтяных  аукционов.
А именно: решить проблему реализации сырья «Укрнафтой» «своим» фирмам по ценам значительно ниже рыночных, в результате чего государство ежемесячно теряет миллионы долларов.
Такая возможность возникла после того, как 1 сентября 2010 г. Высший административный суд, приняв во внимание ходатайство Кабинета министров, открыл кассационное производство по делу о легитимности постановления правительства №1405 от 23 декабря 2009 г.
Напомним, данное постановление, принятое Кабмином Ю. Тимошенко после долгого «блуждания» документа по разным кабинетам, было воспринято участниками рынка как свет в конце тоннеля. Ведь до принятия постановления «Укрнафта», по большому счету, определяла стартовую стоимость нефти, выставляемой на аукционы, на свое усмотрение (в 2008-2009 гг. – вдвое ниже мировых котировок). Новый документ был призван исправить данную ситуацию: в нем оговаривался порядок формирования стоимости сырья, который учитывал качество ресурса и рыночную конъюнктуру.
А именно, постановление №1405 регламентировало: «Уровень стартовой цены без НДС определяется продавцом с учетом уровня мировых цен на нефть, газовый конденсат, природный, сжиженный газ и уголь и определенных согласно с условиями контрактов, сроков и условий поставки и качественных характеристик каждой партии, которая выставляется продавцом на аукцион. Уровень стартовых цен на нефть и газовый конденсат определяется на основании данных Гостаможслужбы о таможенной стоимости за 10 дней, которые предшествуют дате регистрации заявок на проведение аукциона по продаже соответствующего сырья».
Если перефразировать, при определении стартовой цены украинской нефти, которая выставляется на аукцион, к средневзвешенной цене импортного сырья должны прибавляться НДС и надбавка за качество. Это является справедливым, ведь в данных Гостаможни стоимость нефти указывается без 20%-го налога, а украинская нефть имеет лучшие качественные характеристики по сравнению, скажем, с российским сырьем.
Постановление №1405 вскоре показало себя в действии: на январский аукцион «Укрнафта» выставила нефть по цене 4 980 грн/т (около $623/т). Данная цена полностью соответствует тогдашней средней стоимости импортной нефти (около $500/т) с учетом НДС ($100/т) и надбавки за качество.
Однако продать нефть по справедливой цене «Укрнафте» было не суждено. Наивно было бы полагать, что ФПГ, в интересах которой последние годы проводились нефтяные аукционы, просто так смирилась бы с утратой безграничного и гарантированного источника дешевого сырья. И именно по воле данной группы январский аукцион был заблокирован. От имени «Укрнафты» (продавца сырья) и «Укртатнафты» (покупателя) ФПГ начала судебные тяжбы с целью отменить постановление (или, по крайней мере, оттянуть срок его исполнения). Фактически вышло так, что «Укрнафта», которая должна быть больше заинтересована в продаже нефти по высокой цене, выступила за ее реализацию по дешевке…
На время рассмотрения дела действие постановления Кабмина было приостановлено, и вот – нефть снова полилась с аукционов по старым ценам. А спустя два месяца – 19 марта 2010 г. – Окружной административный суд Киева встал на сторону истцов и отменил, как казалось, эпохальное решение правительства.
В мотивационной части суд указал: «Использование данных о таможенной стоимости товаров для определения стартовых цен не предусмотрено Таможенным кодексом Украины и другими нормативно-правовыми актами… Собственник товара владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом на свое усмотрение. Установление предусмотренного изменениями порядка формирования цен является, по сути, ограничением собственности, а потому указанные изменения являются противоправными». Если исходить из данной логики, то и само по себе обязательство продавать нефть с аукционов – нарушение прав собственника сырья. И, очевидно, «Укрнафта» была бы не против опротестовать и норму проведения торгов, однако она установлена законом, с которым поспорить сложно.
Новая власть, пришедшая в феврале-марте 2010 г., стала «мести» по-новому. Новоиспеченные министры тут же стали декларировать свое желание сделать ценообразование на аукционах рыночным. И действительно, определенные подвижки произошли. При подготовке проекта закона «О государственном бюджете на 2010 г.» (а нормы законов обязательны к исполнению и оспорить их гораздо сложнее) в нем были продублированы отдельные положения постановления КМУ №1405. В частности, о том, что стартовая цена нефти на аукционах должна коррелироваться со стоимостью импортного сырья, а также о необходимости учета надбавки за качество.
Но, то ли преднамеренно, то ли случайно, в тексте закона о бюджете было упущено, что к средневзвешенной стоимости импортной нефти необходимо добавлять НДС. И то ли преднамеренно, то ли случайно, Кабинет министров, приводя порядок проведения аукционов по продаже нефти в соответствие с «бюджетным» законом, упустил эту же «маленькую» деталь (см. постановление № 602 от 21 июля 2010 г.). В итоге ситуация на биржевых торгах исправилась, но лишь частично. «Укрнафта» стала продавать нефть с аукционов по цене, несколько ближе к рыночной, но ниже ее на 20%. То есть, на сумму НДС.
Тем временем потуги юристов Кабмина опротестовать решение об отмене постановления №1405 провалились. В июле 2010 г. Киевский апелляционный суд отклонил апелляцию правительства на решение Окружного административного суда Киева. Мотивация та же: «продавец вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом».
Соблюдая процедуру, адвокаты правительства обратились в следующую инстанцию – кассационную. И вот, спустя месяц, Высший административный суд Украины пошел навстречу Кабмину и открыл кассационное производство. Таким образом, предоставив правительству еще одну возможность отстоять интересы государства и доказать необходимость внесения изменений в порядок проведения аукционов.
Но воспользуется ли Кабмин таким шансом? По данным OilNews, отдельные участники рынка ищут подходы в правительстве для того, чтобы внести три заветные буквы – НДС – в правила проведения аукционов в закон о бюджете на 2011 г. Казалось бы, державе это только на пользу, и проблем возникнуть не должно. Однако также четко понятно, что нынешние покупатели украинской нефти с 20%-ным дисконтом весьма щедры по отношению к кукловодам аукционного комитета, в связи с чем последние не сильно заинтересованы в переменах. Кто победит в новой схватке за украинскую нефть – станет ясно по итогам принятия госбюджета на следующий год.
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти