У початок
Золотые крошки

Золотые крошки

Укрупнение и расширение украинских топливных сетей наводит ужас на региональных операторов. И если в большинстве областей местные сети преимущественно поглощены или же их оттеснили на остаточные позиции, то на востоке страны борьба только началась. При всей специфичности ведения бизнеса на Донбассе крупнейшие сети активно осваивают этот сложный регион. В последние годы в Луганскую область зашли основные игроки рынка. Несмотря на низкое потребление, большую и не всегда честную конкуренцию, топливные бренды устремились сюда сломя голову, тратя огромные деньги на вхождение в депрессивный регион.

Бессмысленный и беспощадный

Емкость розничного сегмента Луганской области составляет порядка 195 тыс. т нефтепродуктов в год, что позволяет зачислить его в разряд малых наряду с Кировоградом, Черкассами, Хмельницким и т.д. В регионе функционирует около 285 АЗС. Соответственно, средний показатель прокачек области не превышает 1,9 т/сут. Для сравнения, в Киеве среднесуточный пролив составляет 5,7 т светлых нефтепродуктов.

Завоевание луганского рынка ключевыми топливными брендами – OKKO, WOG, «Параллелью», Marshal и, наконец, «БРСМ-Нафтой» – началось в 2009 г. Наиболее выразительными и мощными были действия донецкой «Параллели». В столице Донбасса гегемония «Параллели» считается неопровержимой, в то время как в соседней Луганской области конкуренты не дают оператору покоя. В донецкой компании этот регион закономерно оценивают исключительно как стратегическую сферу влияния. Вести сложную конкурентную борьбу национальным операторам не привыкать, также не оставляет сомнений боеспособность самой «Параллели». Самым уязвимым звеном в этой борьбе выглядят те, на чьем поле завязалась борьба. «Восточные ресурсы», вне зависимости от своих усилий, обречены быть главными пострадавшими.

В 2009 г. в Луганске открылась первая АЗС под брендом «Параллель». В конце 2010-го были  куплены еще 3 АЗС, принадлежавшие «Сириус и К». В 2011 г. началась реализация топлив «Параллели» в партнерской сети  «Логрус».  Сегодня оператор управляет 36 АЗС в регионе, из них 9 дислоцируются в областном центре. В «Параллели» не сильно довольны своим луганским бизнесом, по имеющимся данным, проливы объектов не превышают в среднем 3 т/сут. И это при агрессивном маркетинге, который обычно применяет донецкий бренд.

В октябре 2010 г. на луганские земли зашел «Концерн «Галнафтогаз», купив 3 АЗС ТК «Кларус». Уже весной следующего года в  Луганске появились привычные для остальных регионов страны галичские грифоны. По состоянию на 1 ноября 2013 г. в Луганской области функционирует 11 станций ОККО, четыре из которых заправляют автомобилистов административного центра. Компания быстро стала лидером по среднесуточным прокачкам в новом для себя регионе, продавая около 5 т/сут с каждой станции. Для галичан такие проливы низкие, ведь, по оценочным данным, в других восточных областях бренд продает как минимум в полтора раза больше.

В сентябре 2013 г. о первой АЗС в Луганске отчитался «Золотой Экватор». Станция по ул. Демина, 1б, стала шестой для крупнейшей после «Привата» сети Украины в этом регионе. Первая же была открыта в 2009 г. Нашествие «иноземцев» диктует схватку за каждый земельный участок. WOG знает об этом не понаслышке. Уже несколько месяцев компания находится в конфликте с местной общиной, восставшей против возведения автозаправочного комплекса на ул. З0-летия Победы. Недавно прокуратура обжаловала выделение данного участка под АЗС, что может поставить крест на весьма больших вложениях в разработку этой площадки.

Луганский автолюбитель в краткие сроки успел распробовать качество топлив «Параллели» и внять духу западноукраинских брендов. Однако накануне стало известно о новом опционе. Столичный дискаунтер «БРСМ-Нафта» разжился четырьмя АЗС «Силай». Во всем изобилии топливных предложений «БРСМ» традиционно реализует самые дешевые бензины. Несмотря на титанические усилия национальных сетей в совершенствовании маркетинг-решений, ценовой фактор,  особенно в провинции, продолжает играть ключевое значение. Таким образом, доказывая обоснованность претенциозности на роль сети национального масштаба, «БРСМ-Нафта» вклинивается в борьбу на активно осваиваемом рынке востока.

В умении удивлять низкой ценой «БРСМ-Нафте» может составить конкуренцию другая темная лошадка украинского рынка – чугуевская сеть АЗС Marshal. Продемонстрировав впечатляющие темпы роста (45 АЗС за 2,5 года, сегодня 78 станций в 11 регионах), харьковчане начинают закреплять свои позицию за счет комплексного развития уже имеющихся активов. Уже начался масштабный ребрендинг станций. В чугуевской компании даже появился собственный бренд-бук, разработанный белорусским лидером в сфере визуального оформления АЗС компанией VDS. Наконец, Marshal начинает реализацию собственных брендовых топлив Shatl.

В круге первом

По ком звонят все эти изменения на рынке области? По «Восточным ресурсам». Они находятся на рынке с 1994 г. Они были эксклюзивными носителями бренда «ТНК» в области. В начале 2000-х гг. автомобилисты Луганска делились на два лагеря: тех, кто заправлялся на местных АЗС «Восточных ресурсов», и тех, кто предпочитал российский бренд «Тюменской нефтяной компании». В 2014 г. истекает срок лицензионных договоров с «ТНК». Впрочем, уходить от этого бренда в «Восточных ресурсах» начали давно. Сегодня в сети большая часть АЗС работает под собственной торговой маркой. Компания также начала активное внедрение топлива Ventus. Так, в начале 2013 г. руководство сообщало о планах запуска литовского бренда на 10 АЗС до конца года. Уже сейчас число станций, предлагающих хорошо зарекомендовавший себя продукт в региональных сетях («КЛО», «Надежда», «Нефтек», «Овис»), составляет 18 АЗС. Председатель наблюдательного совета «Восточных ресурсов» Владимир Шостак принял активное участие и проявил особую заинтересованность в определении общей стратегии развития бренда Ventus в сетях региональных операторов. Более того, запуск Ventus в сети «Восточных ресурсов» был проведен в комплексе со стартом собственной программы лояльности DriveClub. По словам директора компании Николая Лысенко, она разрабатывалась специально для эффективного вывода литовского бренда на украинский рынок. При 39 станциях в Луганской области оператор остается лидером на родном рынке. Тем не менее та же «Параллель» находится на расстоянии всего трех станций. Главный же удар, который может быть нанесен по «Восточным ресурсам», станет возможен после начала полноценной борьбы за регионального корпоративного клиента и бюджетные средства. Последние пока оставались без внимания со стороны ОККО и WOG. Не успела померяться своим умением убеждения бюджетных организаций и «БРСМ-Нафта», в то время как донецкая «Параллель» уже начала неумолимое движение к завоеванию лидерства в области.

Согласно «Вестнику государственных закупок», за 10 месяцев 2013 г. донецкая компания подписала акцептов на общую сумму боле 19,4 млн грн. «Восточные ресурсы» наторговали на 61,2 млн грн, что составляет 62% от общей суммы акцептов, подписанных на поставку светлых нефтепродуктов в Луганской области. Не приходится сомневаться в том, что в ближайшее время луганский оператор будет оттеснен от бюджетного пирога.

Выход на луганский рынок основных игроков выглядит иррационально с точки зрения финансовой составляющей. Помимо низкой потребительской способности Луганская область – это еще и самый длинный участок украино-российской границы, который исполосован контрабандными потоками и нелегальными трубопроводами. Кроме того, непоколебимое желание строить новые АЗС наталкивается на отпор местных жителей. Недавний скандал с началом строительства станции на месте, где планировалось размещение парковой зоны (кв. Якира, г. Луганск), яркое тому подтверждение. В 2012 г. местное население также не позволило развернуть строительство АЗС Marshal близ школы в с. Веселая Тарасовка Лутугинского района.

Можно прогнозировать дальнейшее насыщение луганского рынка сильными игроками, которое ввиду объективных причин не принесет ожидаемых доходов. 

*«Ровеньковская нефтебаза-2004», ТК «Эдельвейс», ПТФ «Авиас», «Сириус», «Будиндустрия» и др.

 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти