У початок
«Укртатнафта»: я тебя слепила из того, что было…

«Укртатнафта»: я тебя слепила из того, что было…

Заявление «Укртатнафты» о готовности начать производство бензинов стандарта Евро-4 до конца года вызвало оживленную дискуссию в среде профессионалов топливного рынка. Можно ли в отсутствие значимых вложений, которых в Кременчуге при «Привате» еще не видели, решить столь непростую задачу?
 Как свидетельствуют источники OilNews, менеджмент НПЗ не на шутку озаботился этим проектом после собрания акционеров 14 июля, на котором была заменена кадровая квота государства. «Овчаренко (Павел Овчаренко, председатель правления «Укртатнафты». – OilNews) поставил задачу – обеспечить Евро-4 до конца года любой ценой», – поделился один из собеседников. По его словам, ответственные заводские департаменты и подрядные организации будут переведены на работу в две смены. Для демонстрации своих намерений в день собрания акционеров на будущей площадке строительства новых установок выпустили порезвиться пару тракторов и экскаватор, рассказал один из журналистов из пула, доставленного «Приватом» на завод 14 июля. Некоторых писателей из финансируемого заводом профессионального издания эти маневры вдохновили на романтические материалы на мотив «я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть»…

Что будет цвесть

Но давайте спустимся на землю. Для выпуска бензина по ДСТУ 4839:2007 «Укртатнафте» надо решить три ключевые задачи: снизить общую ароматику с нынешних 46% до 35%, бензол – с 2% до 1% и серу – со 150 до 50 ppm. Эти задачи решаются строительством двух установок – изомеризации и гидроочистки бензина каталитического крекинга. Насколько известно, заводские инженеры видят их в виде единого комплекса установок, который и расположится на упомянутой площадке, где ранее находился выведенный из эксплуатации комплекс «Парекс».
Суммарное мнение опрошенных специалистов сводится к тому, что решение кременчугской задачи займет в общей сложности 2-3 года. «Строительство установок гидроочистки и изомеризации начинается с подготовительной работы, которая занимает не меньше времени, чем непосредственно монтаж оборудования. Для начала готовится базовый проект, затем – рабочий, то есть детализированный. Определенное время идет на согласование документации. В общей сложности данный процесс занимает около 1,5-2 лет», – рассказала OilNews заместитель технического директора научно-производственного предприятия «Нефтехим» (лицензиар технологий изомеризации бензиновых фракций, осуществляет разработку проектов; Россия) Екатерина Демидова.
Как удалось выяснить OilNews, базовый проект установок гидроочистки и изомеризации для «Укртатнафты» более года назад подготовила французская компания Axens. «Мы разработали и передали «Укртатнафте» базовые проекты установки по гидроочистке легкого бензина, изомеризации и гидроочистке бензина каталитического крекинга. Реализация всех трех проектов позволит «Укртатнафте» выполнить спецификации Евро-4, – подтвердил менеджер по процессам Axens Vostok (офис в Москве) Юрий Селезнев. – Но по поводу сроков строительства ничего сказать не могу, поскольку это не относится к нашей компетенции».
На данный момент, по словам наших источников, над рабочим проектом установок трудятся специалисты киевского «Укрнефтехимпроекта». А необходимое оборудование еще даже не заказано. Об этом свидетельствует объявление на сайте «Укртатнафты», размещенное в июне 2010 г. В нем компания говорит о «заинтересованности» в приобретении оборудования, необходимого для строительства установок изомеризации и гидроочистки. Предложения от контрагентов принимаются до 15 августа 2010 г., то есть поставщик оборудования будет выбран в лучшем случае осенью.
По оценке исполнительного директора «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины» Владимира Емелина, даже если предположить, что у «Укртатнафты» уже готов рабочий проект и оборудование уже заказано, то на его монтаж необходимо еще 18-20 месяцев (примерно на такой срок был рассчитан проект строительства установки изомеризации на Одесском НПЗ). «В общей сложности для введения в эксплуатацию установки изомеризации «с нуля» необходимо 4-5 лет. Все эти условия соблюдаются при наличии финансирования», – утверждает Емелин.
А вот с этим у завода почему-то не сложилось, хотя видение и план работ у «Привата» был. Согласно имеющемуся в распоряжении OilNews бизнес-плану, который был утвержден правлением завода в середине 2008 г., т.е. уже в бытность у руля «Привата», в 2008-2009 гг. на модернизацию предусматривались 621 млн грн, но в итоге направили вдвое меньше – 311 млн грн. Как показывает детальное изучение распределения данных средств, их львиная часть ушла на поддержание действующих установок и объектов общезаводского хозяйства. Иными словами, если что-то и хотел строить «Приват» в Кременчуге, то не тратил на это ничего. Таким образом, новых установок ждать в этом году не стоит (вопрос их появления открыт, но об этом ниже). Однако в нашем случае это еще не означает, что евробензин в Кременчуге до конца года не появится.

«Приват» так и не приступил к реализации бизнес-план модернизации «Укртатнафты», разработанного в 2008 г., когда группа уже управляла заводом. 

Модернизация в кавычках

Год назад перед «Укртатнафтой» стояла задача перейти на Евро-3, т.е. снизить серу в бензинах до 150 ppm (нормой для завода было 400-600 ppm). Без упомянутой установки гидроочистки бензинов тогда это казалось невозможным. Но не зря инженерная команда из Кременчуга, возглавляемая Сергеем Кошелюком, считается самой профессиональной в стране. В жертву была принесена одна из двух установок гидроочистки дизельного топлива С-300 ЛК-6у, которую в сжатые сроки переоборудовали под очистку вакуумного газойля – сырья каталитического крекинга. Но самое главное, что реализовать данный проект команде Кошелюка удалось за сущие, по меркам нефтеперерабатывающей отрасли, копейки – около 10 млн грн.
Судя всему, присущим себе образом намерен решать «Приват» и вопрос Евро-4. Как сообщают инсайдеры на предприятии, для этого в частности решено перепрофилировать под гидроочистку бензина каткрекинга одну из трех установок риформинга. Речь о все той же ЛК-6у, но уже об установке С-200 – самой мощной среди заводских риформингов (1,2 млн т/г.).
Что касается ароматики, то решение этого вопроса отчасти следует из логики решения по сере. Завод планирует нарастить загрузку каткрекингов, параллельно снижая загрузку риформингов, бензин которых содержит избыточную ароматику. Остается тема бензола, которую, по последним данным, постараются решить строительством специального блока на установке С-400 ЛК-6У.
Разумеется, такая «модернизация» куда дешевле, чем без кавычек. По нашим оценкам, описанные работы обойдутся «Привату» до $3 млн. Для сравнения, только гидроочистка бензина каткрекинга необходимой Кременчугу мощности, по оценке опрошенных экспертов, составляет около $100 млн. Не зря же с ней так долго возился Мозырский НПЗ, заявивший о ее успешном пуске в начале этого лета. Кстати, насчет сроков реализации упрощенного варианта кременчугской модернизации вопрос еще отнюдь нерешенный. Теоретически, говорят специалисты, успеть к концу года можно.

Побочные эффекты

Отдавая должное находчивости кременчугских инженеров, радоваться такому простому решению вопроса вряд ли стоит. Специалистов настораживает степень надежности описанной схемы производства. Со временем заводское оборудование моложе не становится и его «перепрофилирование» повышает риски возникновения внештатных ситуаций.
Надеясь на лучшее, отметим, что уж точно не вызывает сомнений потеря Кременчугом былой гибкости процессов, благодаря которым завод долгие годы мог жонглировать объемами производства и работать фактически без остановок, в отличие от того же «ЛИНИКа».
Так, гидроочистка ДТ теперь одна. Есть два риформинга, но один из них – Л-35/11-300 – скоро отпразднует свое 45-летие, второй – ЛЧ-35/11-600 – 40-летие. Иными словами, отныне «Укртатнафта» будет работать без права на ошибку. Впрочем, такой режим является скорее нормой, нежели исключением в нефтепереработке.
Далее новая технологическая схема однозначно ведет к утрате мощности по переработке нефти. Наши эксперты затрудняются назвать точные цифры, ссылаясь на отсутствие точной информации о нынешних возможностях оборудования завода. Но, похоже, о 9 млн фактической мощности речь уже не идет (о проектных 18,6 млн т вообще нужно забыть). Наиболее вероятной новой мощностью некогда крупнейшего НПЗ теперь может стать 5-6 млн т, в зависимости от качества поставляемого сырья. При этом риформинги и гидроочистка ДТ будут работать на пределах, что, опять-таки, весьма нежелательно в их почтенном возрасте, а в случае плановой или внеплановой остановки одного из «перепрофилированных» объектов – завод придется останавливать полностью в связи с невозможностью довести содержание серы в бензинах до нормированного новым ДСТУ. Вариантом некоторого увеличения производства может стать «лисичанский» вариант – загрузка каткрекингов привозным ВГО, что собственно «Укртатнафта» уже практикует в условиях блокады российских поставок нефти.
Не вызывает сомнений также и то, что усложнение производственной схемы неизбежно приведет к увеличению себестоимости продукции. Для «Привата», привыкшего иметь ценовой запас то с помощью КБ, то благодаря недорогой украинской нефти, это плохие новости.

Будут ли «город» и будут ли деньги?

Экономный путь перехода на Евро-4 оставляет шансы на то, что это обещание «Укртатнафты» не постигнет участь многих других (вроде объема инвестиций, прибыли и переработки 240 тыс. т азербайджанской нефти в месяц и т.д.). Открытым остается вопрос более глубоких преобразований на предприятии. Временный режим, реализуемый сегодня в Кременчуге, прошли многие предприятия, которые не успевали ввести в срок нужные установки. Так, пришлось основательно пожечь катализаторы литовцам на Мажейкяйском НПЗ с целью очистки продуктов до Евро-5, есть такой этап в биографии и у Мозыря. Но долго это продолжаться не может, на смену должны прийти новые установки, увеличение переработки и повышенная безопасность. Ирония судьбы в том, что, даже выполнив задачу по качеству, «Укртатнафта» временно потеряет перспективу нарастить переработку, за что ратуют в Минтопэнерго.
Начнет ли «Приват» наконец инвестировать в завод? Ответ на этот вопрос зависит от того, получила ли группа гарантии неприкосновенности в Кременчуге от новой властной команды во главе с Виктором Януковичем. Если получила, возникает вопрос иного характера: «Означает ли это, что с повестки дня сняты претензии «Татнефти», а точнее Владимира Путина и его команды?» Честно говоря, не похоже, судя по возобновившимся давеча публикациям в прессе о международных исках «Татнефти» к Украине на $2,4 млрд. Значит, вкладывать деньги в «Укртатнафту» по-прежнему никто не будет. «Гарантий неприкосновенности «Привата» в Кременчуге сегодня не может дать никто, даже Виктор Федорович», – говорит авторитетный источник в представительстве крупной российской компании в Украине.
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти