У початок
Так ли страшен акциз?

Так ли страшен акциз?

О введении акцизного сбора на сжиженный газ в правительстве молчали до последнего, в отличие от аналогичной ситуации с бензином. Проект Налогового кодекса расставил все по своим местам: изменения затронут не только популярные марки топлив, но и пока менее распространенный в Украине сжиженный газ. Не «зарубит» ли развитие газового рынка введение акциза? Или же, наоборот, синхронное повышение акциза на бензин даст новый толчок его развитию? OilNews узнал мнения авторитетных участников рынка по этому вопросу.

Сергей Пивень, президент Украинской ассоциации сжиженного газа:
Согласно нашим подсчетам, стоимость сжиженного газа на АЗС после введения акциза в размере €40/т повысится в среднем на 20-25 коп./л. Бензин, в свою очередь, подорожает на 45-50 коп./л. На первый взгляд, спрос на газ должен вырасти. Но последствия введения акциза не столь однозначны.
Во-первых, в проекте Налогового кодекса не даны ответы на ряд ключевых вопросов. Например, почему вводится акциз на все виды топлива, кроме метана? Это ведь тоже популярный вид топлива, значит, акциз должен распространяться и на него.
Во-вторых, сжиженный газ в качестве топлива используют многие промышленные предприятия, никак не влияющие на дороги: молокозаводы, зерносушилки и т.п. Уплата этими предприятиями акциза выглядит несправедливо.
Есть и другие негативные стороны. Например, всем известно, что на спецаукционах для нужд населения газ реализуется с нулевой ставкой налога, и этим пользуются некоторые участники рынка, закупая его не только для закачки баллонов, но и для розничной реализации. При введении акциза желание купить безналоговый ресурс существенно вырастет, и появление на рынке большего количества дешевого газа создаст неравные конкурентные условия.
Кроме того, насколько мне известно, в тексте проекта Налогового кодекса указаны и ставки налога на вредные выбросы, которые для сжиженного газа едва ли не самые высокие. При этом по экологичности сжиженный газ уступает только метану. Снова возникают неравные условия, что явно не способствует развитию газового рынка в стране.
Существует еще и опасность дефицита газа, как результат направления определенных объемов на экспорт, поскольку эта процедура не будет облагаться акцизом. Компаниям, контролирующим Лисичанский и Одесский НПЗ, выгоднее будет продавать сжиженный газ за границу, а не на внутреннем рынке.
При дефиците ресурса в Украине его стоимость может вырасти и на 30-40 коп./л, что нивелирует изначальную разницу с бензином. Таким образом, позитивных сторон принятия акциза практически не остается…
В связи с этим, считаю, что проект Налогового кодекса должен быть как следует проработан, чтобы участникам рынка не пришлось болезненно приспосабливаться к новым реалиям.

Олег Глобенко, генеральный директор ООО «Газовик»:
Никакого, на мой взгляд, повышения стоимости газа в рознице после введения акциза не должно быть. Дело в том, что уже сегодня за границей можно покупать ресурс по меньшей цене, чем на украинских заводах. Поэтому введение акциза на сжиженный газ отечественного производства станет дополнительным стимулом для многих участников рынка импортировать топливо.
Существует также проблема спецаукционов, на которых определенные компании покупают газ не только для закачки в баллоны, но и для реализации на свободном рынке, благодаря чему зарабатывают больше остальных. И если акциз все-таки будет введен, то компании, покупающие газ на спецаукционах, получат дополнительное преимущество в размере этих же €40/т.

В связи с этим, считаю, что взимание акциза должно происходить непосредственно на заправке, а не при покупке крупным оптом. В Польше, к примеру, так и происходит: если закачиваешь газ в баллоны для населения – акциза нет. А как только повез продавать на АГЗС – обязан уплатить налог.
Позитивный момент могу отметить только один: повышение акциза на бензин должно вызвать новую волну интереса автомобилистов к сжиженному газу.

Антон Раскин, коммерческий директор ООО «ТЭС»:
Мы ожидаем повышения стоимости сжиженного газа в рознице где-то на уровне 30 коп./л. В то же время стоимость бензина может вырасти на 50 коп./л, что должно привести к росту популярности сжиженного газа среди автомобилистов.
Уже сегодня мы фиксируем повышение спроса на пропан, и после введения акциза он должен вырасти еще на 10-15%, что, безусловно, поспособствует развитию этого рынка.
В целом, мы приветствуем принятие акциза. Тот, кто больше ездит, должен больше и платить на поддержание дорог в хорошем состоянии. Главное, чтобы все важные детали были учтены. Например, разграничение безакцизного сжиженного газа для предприятий, использующих его в производстве, и акцизного – для розничных компаний.

Виталий Соколов, коммерческий директор ООО «СГ»:
Если сжиженный газ на стелах заправок подорожает на 25-30 коп./л, а бензин – на 50 коп./л, это, естественно, повысит привлекательность газа. С другой стороны, акциз на дизтопливо вырастет незначительно по сравнению с бензином и газом, поэтому пропан получит, на мой взгляд, нового конкурента – дизельное топливо. К тому же и расход ДТ двигателями современных автомобилей ниже, чем бензина и сжиженного газа…
Помимо этого, также существенное конкурентное преимущество получит метан, который вообще не будет облагаться акцизом. Добавим к этому стабильность цены, и получим еще одного серьезного конкурента сжиженного газа.
Если еще вспомнить наболевшую проблему спецаукционов, то выйдет, что новые нормы будут только мешать развитию рынка сжиженного газа.

Виктор Батраченко, директор ПП «Надежда»:
Одним из ключевых моментов ввода акциза на газ должен быть пункт о производстве. Будет ли облагаться акцизом завод-производитель? Если да, то это существенно ударит по таким предприятиям. Как известно, стоимость производства сжиженного газа дороже производства бензина, то есть, маржа у производителя газа значительно меньше. После введения акциза прибыль будет еще меньше, и вряд ли владельцу завода будет выгодно производить газ.
Я не считаю, что газ в рознице будет выглядеть более привлекательно из-за повышения стоимости бензина. Влияние конкуренции на объемы продаж этих ресурсов мизерное, поэтому не думаю, что их баланс сильно изменится.
Еще один важный аспект – на сжиженном газе работают, в первую очередь, «Газели» и «Газоны», которые используются при доставке хлеба, молока, других продуктов питания. При увеличении стоимости топлива в той же пропорции вырастут и транспортные затраты, а значит, и цена названных продуктов.
Очень важным считаю также и следующий аспект. Среднемесячное потребление сжиженного газа в Украине достигает 60 тыс. т. Если умножить эту цифру на размер акциза, мы получим €2,4 млн ежемесячно. А стоимость строительства одного километра дороги равняется примерно $1 млн. Выходит, за год взимания акциза на сжиженном газе государство получит средства для строительства 36 км дороги. Разве это станет решением проблемы?

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти