Авторизация
Регистрация
минимальная длинна пароля 6 символов
e-mail адрес уже используется или не существует
слишком короткий пароль
выберите отрасль
не верно введены символы с картинки
пользователь с такими учетными данными не существует
Если вы забыли пароль, воспользуйтесь формой восстановления.

Коррупция по талонам

Максим Скалько - 8 ноября, 11:30
Скачать в PDF Отправить ссылку
Главные новости

Скидки по топливным талонам достигли максимума. На интернет-площадках размещены сотни предложений, позволяющие конечному потребителю сэкономить до 5 грн на литре. Сети АЗС демпингуют сами себя, но продолжают продавать талоны налоговым оптимизаторам. По данным enkorr, на талонах держится более трети топливного рынка.

Главная претензия операторов к инструменту — это то, что из-за мошенников талоны из корпсектора попадают в розницу.

«Топливные талоны — удобный инструмент для корпоративных клиентов, — отмечают в пресс-службе WOG. — Но последнее время некоторые компании используют разнообразные незаконные схемы отмывания средств и пр. Поэтому инструмент нужно усовершенствовать». 

По рукам и ногам

«Талонная схема» — одна из самых популярных на теневом рынке. В материале «На заправку — по налоговым ямам» enkorr писал, что махинации с топливными талонами прокручивают как реальные автотранспортные и агропредприятия, так и чистые посредники. Первые около 40% талонов используют для собственных нужд, 60% сбывают в Интернете.  Вторые, все скупленные оптом, направляют в розницу.

Еще недавно оптовая скидка, на которую могли рассчитывать крупные покупатели, составляла 4 грн/л. В Интернете по талонам можно было приобрести топливо дешевле на 3 грн/л. Следовательно, посредники забирали у розничных операторов 1 грн. На данный момент скидки достигают 5 грн/л, и маржа сетей АЗС продолжает падать.  

Ситуация усугубляется ценовыми колебаниями на мировом рынке. При ценовых скачках эмитент талонов с фиксированный стоимостью всегда несет финансовые убытки.

«Мировые цены на топливо начали расти в начале сентября, а скачок на заправках произошел в конце месяца. Все это время маржа АЗС и так сжималась», — отметил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

Учитывая конъюнктуру рынка, операторы, само собой, не заинтересованы фиксировать цены, но и отказываться от инструмента не спешат. Поэтому они отграничивают срок действия талона.

«У каждого оператора свой срок действия талона, но в любом случае, такое ограничение направлено на уменьшение ценовых рисков», — пояснил заместитель директора ООО «Гепард Ойл» Виталий Пономаренко.

Кроме того, на рынке отмечают, что талоны неудобны и тем, что их производство требует немалых затрат.

Умное решение

«От талонов надо отказываться всем. И перейти на электронные, четко администрируемые системы. Топливные карты, как минимум. С персональным получателем, а не безымянным», — говорит владелец компании «Прайм» Дмитрий Леушкин.

Существует несколько вариантов использования электронных карт с топливом. Литраж размещается на отдельном счете, с которого уже перенаправляется на карты, или же  «литры» отправляются в определенную область, и распределение осуществляется на месте.

Но для большей части корпклиентов, которые покупают топливо по безналу, смарт-карты невыгодны. Автотранспортные и агропредприятия не хотят отказываться от серых схем, позволяющих получать фиктивное НДС и зарабатывать на перепродаже талонов частникам. В госсекторе  же, который также активно пользуется этим инструментом, талоны стали частью коррупционной системы — своеобразной валютой для выражения благодарности.

«Талон воспринимается как реальный товар. То есть, фактически это то, что можно положить в сейф и по необходимости распределять по своим нуждам. У нас есть и топливные карты, но клиентов, которым они интересны, можно на пальцах сосчитать», — говорит enkorr гендиректор ООО «Техойл ТМ» Виталий Пащенко.

Для сетей АЗС наибольшие ценовые риски несут карты с литровой схемой работы, поскольку цена на купленное топливо фиксируется без привязки ко времени. Топливные талоны работают аналогично, но уже с временными ограничениями. По гривневым картам фиксируется только скидка, поэтому ценовых рисков для АЗС нет. 

Переход на электронные карточки неизбежен, уверены участники рынка. В то же время от клиентов, и, следовательно, больших проливов, никто отказываться не готов. Топливные талоны обеспечивают в среднем 30–50% продаж сетей АЗС. По данным «Консалтинговой группы А-95», в 2018 году реализация бензина по безналичному расчету заняла 18–19%. Что касается дизельного топлива и сжиженного газа, показатель находится на уровне 47–48% и 14–15% соответственно. В такой патовой для операторов ситуации выходом может стать запрет талонов на законодательном уровне. Конечно, если государство, будучи крупнейшим их потребителем, станет бороться с коррупцией и теневым сектором.

Авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарий
e-mail адрес уже используется или не существует
слишком короткий пароль
выберите отрасль
не верно введены символы с картинки
пользователь с такими учетными данными не существует
 
EnKorr, 2008-2018. При перепечатке материалов сайта гиперссылка на enkorr.com.ua обязательна. Все материалы, размещенные на enkorr.com.ua со ссылкой на ИА “Интерфакс-Украина”, не подлежат дальнейшему распространению, кроме как с письменного разрешения ИА.