У початок
Батарейки, нефть и Украина

Батарейки, нефть и Украина

Во второй половине 2014 г. начался обвал мировых цен на нефть. Утверждается, что это случилось из-за перепроизводства черного золота, однако апологеты данной теории “не замечают”, что падение котировок совпало с окончанием первого этапа программы энергосбережения, принятой в развитых странах. Разработка и массовое производство электромобилей — ее важная составляющая

По динамике и объему реализации электромобилей (EV) Украина занимает одно из первых мест в Восточной Европе. Здесь наша страна стала ориентиром для соседей. И если эта тенденция сохранится, интеграция Украины в ЕС может начаться с ее EVроинтеграции.

Факты наизнанку

Не так давно отраслевые эксперты убеждали, что при прогнозировании спроса на нефть не стоит принимать EV всерьез  — их доля в мировых продажах автомобилей исчезающе мала. Утверждение небесспорное, ибо, говоря о сотых долях процента, эксперты чуточку лукавят.

Быстрый прирост парка подзаряжаемых гибридных автомобилей (PHEV) и “чистокровных” EV характерен для развитых государств. Между тем аналитики рынка углеводородов включают в свою доказательную базу все автомобили, продаваемые на мировом рынке. Это искажает реальную картину, в чем легко убедиться на примере Индии — одного из самых динамичных авторынков.

По итогам 2016 г. в стране было продано около 22 млн транспортных средств. На этом фоне примерно 1 тыс. купленных индийцами EV вызывает улыбку. Но, как говорил Марк Твен, “существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика”.

Доля легковых авто в прошлогодних продажах составила 13,56%, или 2,97 млн шт., включая микрокары Mahindra Compact Cab с одноцилиндровым моторчиком и моторикши. На грузовики пришлось 3,21% (702,64 шт.), а вот на двухколесные транспортные средства — 80,78% (17,69 млн шт.). Корректно ли сравнивать количество электромобилей с количеством мопедов? Можно ли строить стратегическое планирование на базе подобной “статистики”? Ответ очевиден.

Индия является третьим по значимости импортером нефти: прогнозируемые затраты на ее закупку в 2017 г. составят $150 млрд, в 2030 г. — $300 млрд. Стремясь сократить углеводородные издержки, в Дели анонсировали запрет продажи бензиновых и дизельных авто к 2030 г. Планируется, что уже в 2020 г. объем реализации EV на внутреннем рынке составит 6 млн шт. Это позволит Индии экономить на закупке нефти от $60 млрд в год.

С аналогичным заявлением выступила и КНР.

Прогнозы будут пересмотрены

Международное энергетическое агентство (МЭА), ранее игнорировавшее EV при расчете спроса на нефть, в начале мая заявило о намерении пересмотреть свои долговременные прогнозы по потреблению этого углеводорода с учетом новой энергетической политики Индии и Китая.

Ранее в МЭА полагали, что пик потребления нефти придется на 2040 г. и составит 103,5 млн баррелей в сутки (+12% к 2016 г.). Произойдет это вследствие прироста мирового автопарка с нынешних 1,2 млрд шт. до 1,9-2,4 млрд шт. Однако из-за быстрого развития электромобильных технологий пик спроса на нефть, скорее всего, придется на 2025 г., считают в компании Royal Dutch Shell.

В декабре 2016 г. прирост продаж электромобилей в США составил 81% в годовом выражении, а их доля в суммарной реализации новых авто достигла 1,47%. Отметим, что этот рост был зафиксирован на фоне снижения цен на автомобильное топливо.

Для нефтяной отрасли EV-бум чреват падением спроса на нефть со стороны автотранспортного сектора (65% мирового потребления) и драматической рокировкой. По мнению главного исполнительного директора компании Glencore PLC Айвэна Гласенбурга, вследствие этого с рынка уйдут производители дорогостоящей нефти. Зато члены ОПЕК и нерезиденты картеля с низкой себестоимостью добычи увеличат свою долю.

В 2016 г. количество EV в мире превысило 2 млн. Это снизило потребление нефти на 28 тыс. баррелей в сутки (б/с), или на 0,03%, отмечают в агентстве Bloomberg. В 2011 г. этот показатель составлял 300 баррелей в сутки.

Согласно прогнозу World Energy Outlook 2016, к 2025 г. количество электромобилей в мире превысит 30 млн (это в 15 раз больше показателя 2016 г.), а к 2040 г. — 150 млн (в 75 раз).

Таким образом, уже через восемь лет EV будут выталкивать с рынка 420 тыс. баррелей нефти в сутки, а в 2040 г. — 2,1 млн. Самая “нефтяная” страна Европы — Норвегия — добывает 1,62 млн баррелей черного золота в сутки.

Почем батарейки для EV

К 2025 г. электромобили станут дешевле традиционных транспортных средств. К этому времени средняя стоимость EV составит менее $30 тыс., а к 2030 г. — $26 тыс.

Считается, что это произойдет благодаря удешевлению аккумуляторных батарей (АКБ), но это утверждение не в полной мере соответствует действительности.

Сейчас замена старой батареи Nissan Leaf обходится американскому автомобилисту в $6499 (удельная стоимость — $270 за 1 кВт). Стоимость запчастей в автосервисе выше, чем на сборочном конвейере, поэтому конвейерную стоимость батареи Nissan Leaf можно оценить в $3500-4300 ($146-179 за 1 кВт). Для батарей Tesla этот показатель еще ниже: компания Илона Маска производит их сама.

Очевидно, что даже сейчас тяговые АКБ перестали быть самой дорогой деталью электромобиля, и снизить среднюю стоимость EV на $13 тыс. к 2025 г. исключительно за счет их удешевления невозможно. Впрочем, производители могут сделать EV дешевле благодаря разработке новых электромоторов (ЭМ), повышению удельной емкости батарей и переходу на новые типы источников питания.

Компании Honda и Hitachi Automotive Systems создали сов­местное предприятие, которое займется разработкой, производством и продажей моторов для EV. В планы СП входит поставка моторов для автопроизводителей по всему миру.

Суммарные инвестиции в проект составили 5 млрд иен (около $735 млн). Помимо этого Honda и Hitachi получат грант от префектуры Ибараки, где расположится СП.

Исследовательская группа Fraunhofer-Gesellschaft (г.Мюнхен, Германия) заявила о создании принципиально новой АКБ, которая обеспечит автономность хода в 1000 км даже такому EV-тяжеловесу, как Tesla Model S 100 (запас хода — 540 км).

В Fraunhofer-Gesellschaft решили, что Tesla нерационально использует внутреннее пространство штатной батареи, и отказались от цилиндрических корпусов “элементарных батареек”. Их заменили тонким металлическим листом, покрытым материалом, накапливающим энергию.

Несколько таких листов уложили друг на друга, разделив тонким слоем электролита и составом, защищающим конструкцию от короткого замыкания. Хайтековский “бутерброд” запечатали в корпус площадью 1 кв.м и соединили с электрической системой электромобиля. Если испытания “бутербродной” батареи будут успешными, электромобильную отрасль ожидает революция.

Впрочем, твердотельная батарея — не единственный источник энергии для двигателей EV.

Сосед не дремлет

Наша страна занимает 1-е место в Восточной Европе по динамике реализации электромобилей. По состоянию на 31 марта в Украине было зарегистрировано 2846 электромобилей, 78% из которых — это хетчбэки Nissan Leaf. За первые пять месяцев 2017 г. спрос на EV вырос в 2,8 раза — до 958 шт.

Однако отечественный рынок имеет одну особенность: в прошлом году доля первых регистраций новых EV уменьшилась с 45% до 18%. Это побудило Группу компаний “АИС” начать импорт бывших в употреблении электромобилей Nissan Leaf из США (цена — от 229 тыс.грн.).

Наибольший экономический эффект при переводе транспортного парка на электромобили отмечается в почтовых, таксомоторных и развозных компаниях. Именно поэтому в Киеве появилась первая в Украине (возможно, и в Восточной Европе) электротаксомоторная компания Oxygen. Именно благодаря этому несколько отечественных почтовых компаний и служб быстрой доставки сейчас активно тестируют электромобили Renault Kangoo Van ZE.

Увеличение электромобильного парка потребует ускоренного развития сети станций быстрой зарядки электромобилей (СБЗЭ), что создает условия для стартапов, целью которых будет производство оборудования для СБЗЭ.

Первый шаг уже сделан: в ноябре 2016 г. киевская компания Elmiz, производящая системы стыковки для космических кораблей “Союз” и Международной космической станции, освоила выпуск СБЗЭ. Ее оборудование позволяет зарядить батареи Nissan Leaf за 20 минут — в 24 раза быстрее, чем с помощью штатного зарядного устройства.

Увы, о крупносерийной сборке EV в Украине можно только помечтать — инвестиционный климат не тот и соседи не дремлют. Например, в Польше разработан народный электромобиль стоимостью EUR16 тыс., который на 90% состоит из польских комплектующих. Сейчас его разработчики активно ищут инвесторов в стране и за рубежом.

Кроме того, южнокорейская LG Chem начала строительство под Вроцлавом кластера по производству EV-батарей (заявленный объем инвестиций — $360 млн). Его первое предприятие мощностью 100 тыс. батарей в  год заработает во второй половине 2017 г. К концу 2018 г. производственная мощность польского кластера достигнет 280 тыс. батарей.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти