У початок

Трамп намерен обнулить экспорт иранской нефти. Рынок намерен игнорировать Трампа

Месяц назад представитель президента Дональда Трампа по Ирану заявил, что конъюнктура нефтяного рынка способствует безболезненному прекращению экспорта нефти из Ирана. Но за прошедшее время нефть подорожала на 12%, и даже союзники США выступают против инициативы президента по обнулению нефтяного экспорта из Исламской республики, передает телеканал CNBC.

«У вас [сегодня] более качественный рынок сбыта нефти и это позволяет ускорить обнуление [экспорта иранской нефти]», — заявил специальный представитель США по Ирану Брайан Хук на отраслевом ивенте CERAWeek IHS Markit в Хьюстоне. Но с тех пор стоимость сырой нефти в США подскочила на 12%, глобальная эталонная смесь Brent торгуется выше $70/барр., а средняя цена бензина в Соединенных Штатах выросла на $0,30/галлон.

Цены растут из-за сжатия рынка — глобальный избыток сырой нефти истощается, между спросом и предложением устанавливается равновесие и мировой рынок оказался под угрозой дефицита «черного золота».

Накануне Международное энергетическое агентство (МЭА) заявило, что глобальные поставки нефти во II квартале будут сокращаться, поскольку ОПЕК и ее союзники и дальше снижают добычу, а санкции США в отношении Ирана и Венесуэлы становятся все более жесткими.

В таких условиях Трампу будет непросто обосновать необходимость обнуления экспорта нефти из Ирана. Между тем, всего через несколько недель ему надлежит решить, следует ли продлевать сроки, позволяющие нескольким государствам импортировать нефть из пребывающей под санкциями США Исламской республики Иран (ИРИ).

Аналитики сомневаются в том, что Трамп откажется продлить льготный период, несмотря на то, что представители его администрации неоднократно заявляли о стремлении довести экспорт иранской нефти до нуля. Так, 10 апреля госсекретарь США Майк Помпео заявил, что такой шаг является неизбежным.

«Я думаю, что у нас есть четкое представление о нашей цели — свести иранский экспорт к нулю так быстро, как только возможно, и мы будем это делать», — заявил Помпео на слушаниях в комитете Сената по иностранным делам.

Но остается вопрос, как администрация Трампа намерена разрешить проблему поставок нефти из ИРИ в такие страны, как Китай и Индия?

Несмотря на то, что Белый дом проводит политику «максимального давления» в отношении Ирана, в ноябре 2018 г. президент США сделал исключения из антииранских санкций для восьми стран, для которых импорт иранской нефти критически важен. Это позволило избежать скачка мировых цен на нефть и в то же время предоставило Вашингтону новый инструмент управления отношениями с зарубежными странами, большинство из которых выступают против политики Трампа в отношении ИРИ.

В преддверии решения Трампа о продлении послаблений санкционного режима для некоторых клиентов Ирана цены на нефть марки Brent и WTI выросли на 32% и 40% соответственно. При этом рынок остается бычьим — сложившиеся условия однозначно указывают на дальнейший рост цен.

Добыча нефти ОПЕК в марте упала до 4-летнего минимума, и в отличие от прошлого года картель игнорирует призывы Трампа к увеличению добычи и снижению цен. Саудовская Аравия, например, заявила, что будет поддерживать уровень нефтедобычи значительно ниже 10 млн барр./сут. (б/с). В ноябре 2018 г. этот показатель достиг рекордных 11,1 млн б/с.

Между тем в ключевых нефтедобывающих странах появляются новые угрозы. На фоне затяжного политического и экономического кризиса, санкций США и повсеместного отключения электроэнергии объем производства в Венесуэле в марте упал до 74-летнего минимума. Ливия находится на грани полномасштабной гражданской войны, а политические беспорядки привели в замешательство соседний Алжир.

С учетом сложившихся на рынке фундаментальных факторов RBC Capital Markets повысил среднюю прогнозную цену на Brent в 2019 году до $75/барр. Инвестиционный банк подчеркнул, что баррелям из Северного моря и Западной Африки сравнительно легко найти покупателей.

«Это основной индикатор … неряшливости или напряженности на рынке», — отмечаются в аналитической записке RBC. Аналитики канадского банка назвали этот тренд «верным признаком того, что рынок сбалансирован».

Eurasia Group, консалтинг, специализирующийся на прогнозировании отраслевых рисков, считает, что Трамп продлит ограничения санкционного режима в отношении иранской нефти для пяти стран, которые воспользовались своими льготами на ее импорт в течение предыдущих шести месяцев. Тем трем государствам, которые не воспользовались этой возможностью, послабления будут прекращены.

Это должно привести к сокращению поставок иранской нефти примерно до 900 тыс. б/с, — до 1,1 млн б/с в течение следующего шестимесячного периода послабления санкционного режима.

Справка enkorr

По данным ING на Иран и Венесуэлу приходится около 47% сокращения нефтедобычи ОПЕК. В частности, добыча нефти в Иране упала с 3,33 млн б/с в октябре 2018 г. до 2,71 млн б/с в марте.

Экспорт иранской нефти по итогам прошлого месяца составил 1,7 млн б/с, что на 12% выше февраля. В ноябре 2018 г. этот показатель снижался до 1,08 млн б/с против 1,34 млн б/с в мае. Восстановление поставок «черного золота» из ИРИ оказалось полной неожиданностью для многих отраслевых экспертов.

Обнуление экспорта иранской нефти означает, что с рынка будет удалено примерно 1,5 млн б/с сырья. В 2011–2012 гг. аналогичное сокращение поставок из ИРИ спровоцировало рост цен на нефть с $74/барр. до более чем $120/барр.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти