«Укртатнафта» излучает уверенность в завтрашнем дне, Лукашенко может снова удивить, Wexler жонглирует танкерами, рынок пылесосит дизтопливо отовсюду, а у спикера ВР не дошли руки до СЭАРТ.
«Укртранснафта» и «Укртатнафта» подписали новый контракт с условием ship-or-pay Стороны стояли на пороге публичного противостояния, но удивительно быстро пришли к конструктивному выходу из ситуации. Где-то с 2009 года, когда главой «Укртранснафты» был назначен ставленник группы «Приват» Александр Лазорко, государственная трубопроводная компания по сути дотирует частный НПЗ. К слову, он уже подписывал в 2009 году с Кременчугом такой договор, но в итоге «Приват» условий «ship-or-pay» не выполнил. После увольнения Лазорко в 2015 году тариф подняли в 7 (!) раз, но внутренние маршруты все равно остались глубоко убыточными. И тогда, и сейчас «Укртатнафта» люто негодовала. Переработчиков можно понять, они только начали расти, а тут траты. Но понятна и позиция «Укртранснафты», существующий тариф на покрывает даже затраты на эксплуатацию участка Одесса–Кременчуг, который используется НПЗ. Но новость эта не про тариф. Подписав данный контракт, «Укртатнафта» фактически заявила об уверенности в своих перспективах. Минимально завод будет перерабатывать не менее 2,6 млн т нефти в год (1,4 млн «Укрнафта» и 1,2 млн импорт). Но, возможно, и больше, например, в этом октябре план 300 тыс. т или 3,6 млн в годовом эквиваленте. Это очень логично в свете всесторонней активизации группы «Приват». После президентских выборов растет переработка, а импорт дизтоплива и сжиженного газа стал обыденным явлением. «Укртатнафта» участвует и побеждает в тендерах «Укрзализныци» и Минобороны. В октябре «Приват» может стать крупнейшим оптовым трейдером, если удастся «раскачать» одесский терминал, который ожидаемо столкнулся с проблемами в отгрузках на внутренний рынок: пока не может выйти на режим автоналив, а поиск вагонов для жд-отгрузок остается неразрешимой задачей. Из объективных проблем — продолжающаяся борьба с обновленной СЭАРТ. Но если президентские выборы — это было необходимое условие для наращивая переработки в Кременчуге, то стимулом для активизации трейдинга через порты стала пошлина на трубопроводные поставки дизтоплива. С учетом ажиотажной составляющей в опте, сегодня и завод, и трейдинг работают с отличными маржами. Остается лишь надеяться, что эти деньги пойдут на модернизацию НПЗ. |
Беларусь готова вести переговоры об увеличении поставок топлива в Украину, — Лукашенко Сегодняшний объем поставок дизтоплива из Беларуси, который в августе и сентябре превысил 300 тыс. т, является рекордным со многих точек зрения. Ресурса дизтоплива Мозырского НПЗ при таких объемах уже не хватит: при переработке 9 млн т в год, НПЗ производит около 3 млн т ДТ или 250 тыс. т в месяц. Аналогичный объем производится на «Нафтане» и по сути весь идет на обеспечение внутреннего рынка (не менее 2,6 млн т). При этом еще есть экспортные контракты, в частности в польским Orlen. Так где взять резервы? Вариантов на повестке дня два. Первый, договорится с россиянами о возобновлении импорта нефтепродуктов в страну (с этого года закрыт) и таким образом организовать своп, в том числе используя нефтепродуктопровод «ПрикарпатЗападтранс». В Беларуси есть опыт перетамаживания, который может помочь качать напрямую тот же российский дизель, перебивая документы в каком-нибудь Гомеле. Пока оставим этот вариант без комментариев и поговорим о некоем идеальном варианте под номером два. Речь о наращивании загрузки Мозыря «морской» нефтью, которая через терминал в «Южном» отправится туда по Одесса–Броды, а затем по «Дружбе». Из этой нефти завод сделает топливо, которое вернется в Украину, а обильные реки мазута и ВГО потекут на наши южные порты, заодно загрузив железную дорогу. Информагентства сообщают, что о каких-то поставках нефти Лукашенко и Зеленский говорили в Житомире. А вы верите, что сказка может стать былью? |
В сентябре импорт ДТ превысил ожидания В перелитом августе все ждали, что во второй половине сентября может быть проблема. Однако она обозначилась уже в начале месяца, но не столько из-за недостатка поставок, а из-за проблем с «Укрзализныцей» и Энергетической таможней. Поэтому рынок с удвоенной силой взялся за дело и по итогам месяца поставил даже больше, чем было нужно. С плюсом сработали все направления без исключения: и производство, и море и традиционные поставщики из России и Беларуси. С последнего направления в частности активизировались некие давальцы (более 30 тыс. т). Понемногу раскачивается перевалка в Гомеле (70 тыс. т), хотя до ранее озвученных 120 тыс. еще далековато. Из России открылся новый канал — продукт Орского НПЗ, который проторил «Кантарелл». В портах все более ощущаются проблемы с выгрузкой ресурса: работают только автоналивы, тогда как ж/д-вагоны компании ищут по 10 дней. И это с учетом неформальных стимулов для железнодорожников! Со всех сторон слышится скрип шестеренок и подшипников ржавых механизмов альтернативных поставок топлива. Но чем больше времени длится эксперимент, тем лучше кристаллизируются проблемы и начинается «лечение». |
Нестандартное решение позволило возобновить разгрузку танкеров в «Южном» В продолжение предыдущей новости отдельного внимания заслуживает эпизод в «Южном». Там группе Wexler чтобы привезти свой 30-тысячник пришлось для начала разблокировать терминал. Напомним, «пробка» образовалась благодаря диверсии Энергетической таможни во главе с Игорем Пиковским, которая в разгар «высокого сезона» выписала отказ в оформлении на 27 тыс. тонн греческого ДТ, поставленного Skywalk Trading еще в конце августа. Обездвиженный объем ставил под вопрос прием следующих танкеров, которые вез тот же Skywalk на конец сентября. Однако в итоге это окно использовал Wexler, который с помощью небольшого танкерного флота сумел освободить более 5 тыс. т емкостей и начать слив израильского ДТ. Характерно, что между этими двумя операциями в «Южный» смог проскочить танкер Caspian Mariner, оставивший 3000 т болгарского ДТ. Нехватка резервуаров все равно потребовала задержки танкера в порту, где он простоял с 28 сентября по 3 октября. Насколько известно, разгрузка могла бы пройти на пару дней быстрее, однако здесь снова отличилась «Укрзализныця», подогнавшая «порожняк» с опозданием. Характерно, что немалая часть из разгруженного топлива предназначалась ей самой. |
Изменения в СЭАРТ: законопроект об отсрочке штрафов не вступил в силу Рада штампует законы с такой скоростью, что их даже спикер не успевает подписывать. Во всяком случае без его подписи остается и указанный законопроект. После этого подписать еще должен Президент. Зависла пауза. Тем временем борьба с системой продолжается. По сути рынок и дальше расхлебывает «привет» от правительства Гройсмана, которое тянуло с подписанием подзаконных актов до последнего. В результате вместо постепенного внедрения получилось авральное «переобувание» на ходу и как следствие сбои в работе системы. Это в свою очередь играет не последнюю роль в задержках топлива на границе, где и так хватает проблем с «энергетичкой» и «Укрзализныцей». По имеющимся данным, работа над исправлением ситуации, в том числе и на законодательном уровне идет каждый день. |
P.S. Это, конечно, главная новость недели, но по просьбе наших партнеров, обладающих врожденной скромностью, закончу ей этот недельный дайджест. Ждем встречи со всеми 12–13 ноября на Petroleum Ukraine 2019!
Petroleum Ukraine 2019: «Альянс Энерго Трейд» и традиции гостеприимства! Компания «Альянс Энерго Трейд» примет участие в статусе партнера конференции лидеров украинского рынка Petroleum Ukraine 2019, которая состоится 12–13 ноября в столичном отеле Hilton Kyiv. «Альянс Энерго Трейд» — один из ведущих оптовых трейдеров светлых нефтепродуктов и дорожного битума, обладающий диверсифицированным портфелем поставок. Компания импортирует продукт из России, Беларуси, Польши, по морю, а также является одним из давних партнеров Кременчугского НПЗ. В последние годы АЭТ превратилась в вертикально-интегрированную структуру в дорожной отрасли: поставляет битум, строит современные хранилища, устанавливает асфальтные заводы, закупает строительную технику и создает строительные бригады. |
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти