У початок

Топ-5 новостей недели от Сергея Куюна (30 сентября – 4 октября)

«Укртатнафта» излучает уверенность в завтрашнем дне, Лукашенко может снова удивить, Wexler жонглирует танкерами, рынок пылесосит дизтопливо отовсюду, а у спикера ВР не дошли руки до СЭАРТ.

«Укртранснафта» и «Укртатнафта» подписали новый контракт с условием ship-or-pay

Стороны стояли на пороге публичного противостояния, но удивительно быстро пришли к конструктивному выходу из ситуации. Где-то с 2009 года, когда главой «Укртранснафты» был назначен ставленник группы «Приват» Александр Лазорко, государственная трубопроводная компания по сути дотирует частный НПЗ. К слову, он уже подписывал в 2009 году с Кременчугом такой договор, но в итоге «Приват» условий «ship-or-pay» не выполнил. После увольнения Лазорко в 2015 году тариф подняли в 7 (!) раз, но внутренние маршруты все равно остались глубоко убыточными. И тогда, и сейчас «Укртатнафта» люто негодовала. Переработчиков можно понять, они только начали расти, а тут траты. Но понятна и позиция «Укртранснафты», существующий тариф на покрывает даже затраты на эксплуатацию участка Одесса–Кременчуг, который используется НПЗ.

Но новость эта не про тариф. Подписав данный контракт, «Укртатнафта» фактически заявила об уверенности в своих перспективах. Минимально завод будет перерабатывать не менее 2,6 млн т нефти в год (1,4 млн «Укрнафта» и 1,2 млн импорт). Но, возможно, и больше, например, в этом октябре план 300 тыс. т или 3,6 млн в годовом эквиваленте. Это очень логично в свете всесторонней активизации группы «Приват». После президентских выборов растет переработка, а импорт дизтоплива и сжиженного газа стал обыденным явлением. «Укртатнафта» участвует и побеждает в тендерах «Укрзализныци» и Минобороны. В октябре «Приват» может стать крупнейшим оптовым трейдером, если удастся «раскачать» одесский терминал, который ожидаемо столкнулся с проблемами в отгрузках на внутренний рынок: пока не может выйти на режим автоналив, а поиск вагонов для жд-отгрузок остается неразрешимой задачей. Из объективных проблем — продолжающаяся борьба с обновленной СЭАРТ. 

Но если президентские выборы — это было необходимое условие для наращивая переработки в Кременчуге, то стимулом для активизации трейдинга через порты стала пошлина на трубопроводные поставки дизтоплива. С учетом ажиотажной составляющей в опте, сегодня и завод, и трейдинг работают с отличными маржами. Остается лишь надеяться, что эти деньги пойдут на модернизацию НПЗ.

 

Беларусь готова вести переговоры об увеличении поставок топлива в Украину, — Лукашенко

Сегодняшний объем поставок дизтоплива из Беларуси, который в августе и сентябре превысил 300 тыс. т, является рекордным со многих точек зрения. Ресурса дизтоплива Мозырского НПЗ при таких объемах уже не хватит: при переработке 9 млн т в год, НПЗ производит около 3 млн т ДТ или 250 тыс. т в месяц. Аналогичный объем производится на «Нафтане» и по сути весь идет на обеспечение внутреннего рынка (не менее 2,6 млн т). При этом еще есть экспортные контракты, в частности в польским Orlen.

Так где взять резервы? Вариантов на повестке дня два. Первый, договорится с россиянами о возобновлении импорта нефтепродуктов в страну (с этого года закрыт) и таким образом организовать своп, в том числе используя нефтепродуктопровод «ПрикарпатЗападтранс». В Беларуси есть опыт перетамаживания, который может помочь качать напрямую тот же российский дизель, перебивая документы в каком-нибудь Гомеле. Пока оставим этот вариант без комментариев и поговорим о некоем идеальном варианте под номером два. Речь о наращивании загрузки Мозыря «морской» нефтью, которая через терминал в «Южном» отправится туда по Одесса–Броды, а затем по «Дружбе». Из этой нефти завод сделает топливо, которое вернется в Украину, а обильные реки мазута и ВГО потекут на наши южные порты, заодно загрузив железную дорогу. Информагентства сообщают, что о каких-то поставках нефти Лукашенко и Зеленский говорили в Житомире. А вы верите, что сказка может стать былью?

 

В сентябре импорт ДТ превысил ожидания

В перелитом августе все ждали, что во второй половине сентября может быть проблема. Однако она обозначилась уже в начале месяца, но не столько из-за недостатка поставок, а из-за проблем с «Укрзализныцей» и Энергетической таможней. Поэтому рынок с удвоенной силой взялся за дело и по итогам месяца поставил даже больше, чем было нужно. С плюсом сработали все направления без исключения: и производство, и море и традиционные поставщики из России и Беларуси. С последнего направления в частности активизировались некие давальцы (более 30 тыс. т). Понемногу раскачивается перевалка в Гомеле (70 тыс. т), хотя до ранее озвученных 120 тыс. еще далековато. Из России открылся новый канал — продукт Орского НПЗ, который проторил «Кантарелл».

В портах все более ощущаются проблемы с выгрузкой ресурса: работают только автоналивы, тогда как ж/д-вагоны компании ищут по 10 дней. И это с учетом неформальных стимулов для железнодорожников!

Со всех сторон слышится скрип шестеренок и подшипников ржавых механизмов альтернативных поставок топлива. Но чем больше времени длится эксперимент, тем лучше кристаллизируются проблемы и начинается «лечение».

 

Нестандартное решение позволило возобновить разгрузку танкеров в «Южном»

В продолжение предыдущей новости отдельного внимания заслуживает эпизод в «Южном». Там группе Wexler чтобы привезти свой 30-тысячник пришлось для начала разблокировать терминал. Напомним, «пробка» образовалась благодаря диверсии Энергетической таможни во главе с Игорем Пиковским, которая в разгар «высокого сезона» выписала отказ в оформлении на 27 тыс. тонн греческого ДТ, поставленного Skywalk Trading еще в конце августа. Обездвиженный объем ставил под вопрос прием следующих танкеров, которые вез тот же Skywalk на конец сентября. Однако в итоге это окно использовал Wexler, который с помощью небольшого танкерного флота сумел освободить более 5 тыс. т емкостей и начать слив израильского ДТ. Характерно, что между этими двумя операциями в «Южный» смог проскочить танкер Caspian Mariner, оставивший 3000 т болгарского ДТ.

Нехватка резервуаров все равно потребовала задержки танкера в порту, где он простоял с 28 сентября по 3 октября. Насколько известно, разгрузка могла бы пройти на пару дней быстрее, однако здесь снова отличилась «Укрзализныця», подогнавшая «порожняк» с опозданием. Характерно, что немалая часть из разгруженного топлива предназначалась ей самой.

 

Изменения в СЭАРТ: законопроект об отсрочке штрафов не вступил в силу

Рада штампует законы с такой скоростью, что их даже спикер не успевает подписывать. Во всяком случае без его подписи остается и указанный законопроект. После этого подписать еще должен Президент. Зависла пауза.

Тем временем борьба с системой продолжается. По сути рынок и дальше расхлебывает «привет» от правительства Гройсмана, которое тянуло с подписанием подзаконных актов до последнего. В результате вместо постепенного внедрения получилось авральное «переобувание» на ходу и как следствие сбои в работе системы. Это в свою очередь играет не последнюю роль в задержках топлива на границе, где и так хватает проблем с «энергетичкой» и «Укрзализныцей». По имеющимся данным, работа над исправлением ситуации, в том числе и на законодательном уровне идет каждый день.

 

P.S. Это, конечно, главная новость недели, но по просьбе наших партнеров, обладающих врожденной скромностью, закончу ей этот недельный дайджест. Ждем встречи со всеми 12–13 ноября на Petroleum Ukraine 2019!

Petroleum Ukraine 2019: «Альянс Энерго Трейд» и традиции гостеприимства!

Компания «Альянс Энерго Трейд» примет участие в статусе партнера конференции лидеров украинского рынка Petroleum Ukraine 2019, которая состоится 12–13 ноября в столичном отеле Hilton Kyiv.

«Альянс Энерго Трейд» — один из ведущих оптовых трейдеров светлых нефтепродуктов и дорожного битума, обладающий диверсифицированным портфелем поставок. Компания импортирует продукт из России, Беларуси, Польши, по морю, а также является одним из давних партнеров Кременчугского НПЗ. В последние годы АЭТ превратилась в вертикально-интегрированную структуру в дорожной отрасли: поставляет битум, строит современные хранилища, устанавливает асфальтные заводы, закупает строительную технику и создает строительные бригады.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти