У початок

Топ-5 новостей недели от Сергея Куюна (28 октября – 1 ноября)

«Укртатнафта» начинает нервничать, Минобороны пожинает плоды своей бездеятельности, «Укрнафта» перехитрила сама себя, аграрии покажут хранилища, у налоговиков новое обострение.

Предложенная корректировка акцизов не изменит конфигурацию потребления автомобильных топлив, — «А-95»

Напряженность вокруг «акцизного» вопроса, вынесенного на повестку дня «Укртатнафтой», растет по мере приближения сроков рассмотрения в парламенте главной государственной сметы на следующий год. Напомним, крупнейший украинский производитель инициирует корректировку акцизов на моторные топлива. Цель — повышение спроса на бензин, который у НПЗ в избытке, за счет снижения привлекательности сжиженного газа. Акциз на СУГ завод предлагает повысить почти втрое — с 52 до 136 евро за 1000 л, а на бензин соответственно снизить с 213,5 до 170 евро. При этом дизтопливо оставить без изменений как основной «корпоративный» продукт.

Задача сложная. Ни много ни мало, чиновникам и общественности нужно объяснить, что дешевый газ, без которого себе не мыслят жизни миллионы автовладельцев, — это плохо. Понимает это и сам завод, во всяком случае на поддержку тезиса о вреде дешевизны выдвигается только повышенная зависимость от российских поставок и высоких премий, которые, по данным кременчужан, за последние 15 лет выросли на 200 долларов — с минус 100 до плюс 100 долларов. Посягнул завод и на святое — на экологичность сжиженного газа, на эту святую корову «газовых» ассоциаций. Оказывается, о ужас, СУГ содержит много сероводорода и меркаптана, а из-за высокого содержания влаги при сгорании образуется серная кислота и серные ангидриды. И вообще серных соединений в газе в 10 раз больше, чем в бензине. Вот. Ответа газовиков на этот счет еще не последовало.

Между тем сами расчеты кременчугского завода не дают уверенности в эффективности лоббируемых изменений. Так, по расчетам заводчан, в случае внедрения их инициатив спред между бензином А-95 и газом сузится с нынешних 16,80 до 12,75 грн/л. Это, по их мнению, позволит рассчитывать на увеличение использования бензина с текущих 1,8 до 3 млн т и снижения потребления газа с 1,7 до 1 млн т. Почему при такой разнице в цене автомобилист, потративший свои кровные на газовую установку, должен выбрать бензин — неизвестно. А таких, по расчетам «Укртатнафты», должна быть почти половина.

Расчет, судя по всему, на то, что старые машины с ГБО будут выбывать, новые будут исключительно «бензиновые». Сейчас автомобиль на бензине преимущественно рассматривается с перспективой установки ГБО сразу после выезда из автосалона. В случае сужения спреда между бензином и газом, выбор падет на дизтопливо — самый популярный энергоноситель на транспорте в Европе, откуда к нам едет все больше машин. Но расчеты «Укртатнафты» показывают, что после «реформы» дизель станет дороже бензина и это может повлиять на предпочтения покупателей. Так что логики предложение завода не лишено.

В любом случае ожидаемые «Укртатнафтой» изменения водительского сознания и автопарка страны не наступят быстро. Тогда как удар по уже начавшему таять рейтингу власти будет ощутимым и, что главное, мгновенным. Видимо, понимают это и в Кременчуге, а посему чтобы хоть как-то ощутимо аргументировать свою позицию, предусмотрели рост доходов бюджета на 5 млрд грн.

Мы в своем релизе опирались на пропорцию 200/160/136 (вместо «кременчугской» 170/139,5/136). В этом случае результат корректировки будет еще меньшим. Господа нефтепереработчики, так дела не будет! В любом случае «Укртатнафте» не нужно делать ставку лишь на помощь автомобилистов. Хотелось бы увидеть и инвестиции в модернизацию, и более гибкую сбытовую и технологическую политику, которая позволит снабжать бензином и нефтехимические заводы. Неплохо было бы подключиться и к борьбе с мини-НПЗ, которые крадут у НПЗ минимум 20 тыс. т бензина по месяцу. Переложить свои проблемы на плечи потребителей — это проще всего. Наше мнение уже встретило крайне обостренную реакцию «Укртатнафты», даже посвятившую нам отдельный релиз и обвинив непонятно в чем. Понимаем, переживаете, но нужно быть готовым к всестороннему профессиональному обсуждению. Все предыдущие попытки продавить сугубо однобокую позицию ничем хорошим для завода не заканчивались.

 

Топливный тендер Минобороны снова заблокирован

Фирма, которая никогда не принимала участие в армейских тендерах, легко их заблокировала. А ранее в тендере на поставку дизтоплива победила некая компания «Боюр Постач», которая раньше никогда не занималась поставками топлива. Ожидаемо, когда пришло время, горе-поставщик ретировался. Этот эпизод заставляет лишний раз обратить внимание на систему закупок в Минобороны. Они все больше контрастируют на фоне успехов «Укрзализныци», которая недавно добилась снижения закупочных цен ниже, чем в крупнооптовом сегменте рынка. В это время армия стабильно закупает дороже, притом ощутимо, счет на тысячи гривен на тонне. Вся проблема в том, что военное ведомство по-прежнему покупает по «фиксу», напрочь отказываясь от перехода на формульное ценообразование. Собственно, поставщики от души закладывают риски в цену, которая в результате получается просто неприличной. Также необходим переход на контрактование на полгода-год вперед, что позволило бы исключить случаи блокировок, как тот, который произошел сейчас. С какой стороны ни посмотри, не может себе позволить армия ни дорогое топливо, ни срыв его поставок, однако пока ничего не меняется.

 

«Укрнафта» снова ушла в убыток

Чуть ли не ежемесячно «Укрнафта» сообщает об успехах в добыче, уплаченных местных и прочих налогах и т.д. Вот только результат за три квартала получился не очень. Убыток составил 363,8 млн грн против 4,73 млрд грн прибыли за 9 месяцев 2018 г. При этом каких-либо радикальных изменений в рыночной конъюнктуре не произошло, если не считать падение цен на природный газ, который в структуре доходов занимает 9%. Нефть и нефтепродукты также подешевели, преимущественно за счет укрепления гривни, но не так критично, чтобы изменить финрезультат в 10 раз.

Я неоднократно акцентировал внимание на непрозрачной системе реализации нефти и нефтепродуктов «Укрнафты», которая замкнута на структурах группы «Приват». Главная сенсация следует из самого отчета компании: там говорится, что она продала на аукционах всего 285 тыс. т нефти, тогда как за аналогичный период прошлого года — более 1 млн т. Ну и затягивает старую песнь о том, что все из-за нежелания покупателей приобретать нефть на аукционах. Следуя отчетам, «Укрнафта» считает, что продавала нефть на аукционах только в первом квартале (261 тыс. т), тогда как во втором — 13 тыс. т, а в третьем — 11,3 тыс. т. Проблема в том, что по открытым данным биржи, за 9 мес. 2019 года добытчик продал 934 тыс. т нефти. Т.е. нефть «Укрнафта» продавала, но продажей это не считает? Это как?

В апреле уволенный Марк Роллинс, пребывая в приподнятом настроении (говорят, за досрочное увольнение британцу отсыпали несколько миллионов долларов отступных и премиальных), обронил на встрече с журналистами, что «Укрнафта» перешла на давальческую переработку своей нефти. Правда, быстро одумался, и уточнять детали не стал. О некоей давальческой схеме он говорил и ранее, но в чем отличие новой неизвестно до сих пор.

Закон четко требует продажи нефти на аукционах, что по факту и произошло, но почему-то не попало в отчетность. Тем не менее резко возросший объем реализации нефтепродуктов в этом году — 640 тыс. т против 258 тыс. т в прошлом году — косвенно указывает на существование некоей схемы по получению топлива. Снова вопрос: а кому и почем были проданы эти нефтепродукты? Мне неизвестны случаи, чтобы «Укрнафта» предлагала это топливо на открытом рынке. Отсюда вывод: нефтепродукты остались в системе группы «Приват». На каких условиях, это второй вопрос. Судя по убытку, условия были не очень.

А в целом «Укрнафта» сама компрометирует лоббируемую ею идею отказа от аукционов в пользу перехода на самостоятельную продажу нефти. «Минус», который показала компания за 9 месяцев 2019 года, лучшее тому подтверждение. В свое время аукционы были внедрены государством как механизм максимализации прибыли от продажи нефти и страховки от махинаций миноритарных акционеров, контролирующих компанию с 2003 года. И переход на давальческую схему в этом году, когда нефть вроде бы продается на торгах, но в отчетность не попадает, сразу же дал о себе знать. Эффективность зашкаливает.

Интересно и другое, какую оценку даст обновленный Набсовет, который был реформирован этой весной волевым решением его главы Юрием Витренко. В совете появились независимые члены, отдельные из которых уже начали ожидаемо подпевать «Привату». В своем интервью минувшим летом Андрей Бойцун выразил озабоченность отсутствием у «Укрнафты» «перерабатывающего» звена и необходимости выставлять нефть на аукционы. Интересно, что теперь скажут господа Бойцун и Витренко по поводу таких результатов компании под их руководством? Или убытки мы не комментируем, только Стокгольм?

 

Новый проект изменений в СЭАРТ: исключения для аграриев и отсрочка по уровнемерам

То, что осенью парламент вернется к рассмотрению принятого предыдущим созывом пакета законопроектов, усиливающих контроль за оборотом нефтепродуктов, было понятно всем. Этого добивались не только оппоненты реформы, но и ее разработчики во главе с Нефтегазовой ассоциацией Украины. Чего греха таить, практический запуск механизма 1 июля вскрыл немало узких мест, которые все новые и новые изменения на законодательном уровне и призваны расшить. Это также играет на руку тем, кто по тем или иным причинам изначально был против любых изменений.

В сентябре был принят первый пакет изменений, который президент не успел подписать в срок, но который уже вступил в силу. В частности, правки дали возможность корректного переноса данных из старой СЭАРТ в новую, по поводу чего многие переживали. При этом накособочили «и стар, и млад», включая и некоторых членов НАУ. Возникла прямая необходимость снова уплатить акциз с немалых объемов топлива.

Новый октябрьский пакет изменений стал компромиссом по трем вопросам, центральный из которых — учет топлива у потребителей нефтепродуктов. Летом агро- и промпредприятия выступили основными противниками лицензирования и оборудования уровнемерами своих хранилищ. В НАУ вынуждены были признать, что ряд объектов не имеют шансов быть легализированными. В результате ожесточенного обсуждения был найден следующий выход: промпредприятия «покажут» ГФС свои хранилища, не будут их оборудовать уровнемерами, но будут отчитываться об обороте топлива. При этом они также будут обязаны получить лицензию. Таким образом, если раньше о массе хранилищ налоговикам ничего не было известно, то теперь картина обещает проясниться.

Рынок напряженно следит за изменениями, поскольку именно «промки» и аграрии являются внутренними офшорами, с помощью которых происходят налоговые «скрутки», позволяющие функционировать огромному теневому рынку.

 

Налоговики обнаружили две «подпольные» нефтебазы в Киеве (фото)

Неделя выдалась обильной на сообщения о работе налоговой милиции. В Николаеве и Львове находили незаконные АЗС, а в Киеве «накрыли» сразу две нефтебазы. Если верить сообщениям главы «силового» крыла ГФС Сергея Билана, в столице изъяли почти 1,2 тыс. т дизельного топлива, 23 т газового конденсата, используемого для переработки в дизельное топливо, 10 печатей и 15 факсимиле группы подконтрольных компаний, через которые осуществлялась реализация топлива, черновые записи, документы финансово-хозяйственной деятельности, компьютерная техника и мобильные телефоны.

Все бы ничего, но, к сожалению, за последние годы многочисленные украинские силовики научили относиться к своим «успехам» насторожено. Проверка информации по горячим следам нередко показывала несоответствие заявлений реальным событиям. Вспомним хотя бы недавние события в Херсоне, где СБУ, пограничники, прокуратура АР Крым, береговая охрана и прочие вспомогательные службы доблестно задерживали танкер «Мрия», который, как следовало из официальных релизов, только и делал, что ходил в Крым и «контрабасил». По факту же ничего не подтвердилось. Мало того, как выяснилось, эпизода по контрабанде у следователей даже не было.

Ну и по-прежнему смешно от реляций по поводу обнаружения незаконных объектов далеко на периферии, тогда как Киевская область остается лидером по количеству нелегальных заправочных станций, которых никто не трогает. Гвардия силовиков всех мастей, которую содержат граждане за счет уплачиваемых налогов, ежедневно ездит мимо этих объектов, бизнес которых строится на неуплате налогов. Поверю в сообщения налоговиков лишь тогда, когда сам увижу начало программы по борьбе с «подзаборниками». А пока — не верю!

 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти