У початок

Топ-5 новостей недели от Сергея Куюна (25–29 ноября)

Деркач делает каминг-аут, биоэтанол уже в парламенте, Запорожье перехватывает эстафету у Ровно, СБУ роет под трубу, а русские возвращаются на «колесах».

«Приват» начал торпедирование покупателя Херсонской перевалки

Летом «Приват» устроил настоящую облаву на Николаевскую перевалку, заблокировав ее работу на пару месяцев. Одновременно возникли проблемы у судовладельцев, работающих в Херсоне, началось движение и вокруг самого нефтеперевалочного комплекса. В среде морских трейдеров поползли слухи о желании «Привата» установить тотальный контроль на море, что было весьма актуально в свете введения пошлины на трубопроводный ресурс. Но со временем этот вопрос ушел с повестки дня, возобновился импорт через Николаев, Херсон, активен был «Южный», где усилились позиции группы Wexler. Видимо, показалось, как поется в одной популярной песне… На самом деле, нет.

Попытка сорвать сделку по продаже Херсонской нефтеперевалки с привлечением двух одиозных нардепов заставляет отбросить иллюзии: «Приват» всегда стремился и будет  в дальнейшем пытаться всячески препятствовать усилению конкуренции на Юге.

Группа подчеркнула интерес к маленькому херсонскому объекту, представляющему собой памятник советской системы нефтепродуктообеспечения, подтянув тяжелую артиллерию — депутатов Дубинского и Деркача. И если первый давно и неразрывно ассоциируется с Игорем Коломойским, то каминг-аут Деркача весьма интересен. Последний давно и хорошо знаком с Игорем Валерьевичем, хотя назвать это знакомство приятным вряд ли возможно. Используя админресурс, в конце лихих 90-х сын главы СБУ с партнерами провернул дерзкую спецоперацию: из состава компании «Укрнефтепродукт» (большинство акций за государством) было выведено три наиболее ликвидных подразделения — «Киевгорнефтепродукт», «Крымнефтепродукт» и «Эксимнефтепродукт». (Не удивительно, что приватизировать «Укрнефтепродукт» не удается до сих пор). На сегодня основа Одесского нефтеперевалочного комплекса — «Эксимнефтепродукт» контролируется «Приватом» совместно с братьями Суркисами. Основные боевые действия развернулись вокруг «Киевгоря» — сети из 40 АЗС в столице (а точнее земельных участков). «Приват» с помощью всех доступных инструментов начал «расшатывать» позиции Деркача. Насколько известно, тот привлек в качестве партнера Игоря Еремеева, который сумел договориться с Коломойским о паритетном разделе компании. В результате на местах бывших советских АЗС сегодня стоят комплексы ANP и WOG. Как видим, время лечит, и бывшие враги сегодня стали партнерами.

Что до самого депутатского обращения, то оно позволяет выстрелить сразу по двум «зайцам»: попробовать сорвать появление конкурентов на море и ударить по Нацбанку, которому Коломойский объявил холивар по мотивам национализации «ПриватБанка». Херсонская перевалка является залогом в портфеле НБУ, полученном от Сергея Курченко в 2013 году. Но тогда это была схема, схожая с практикой самого «ПриватБанка» — выдача огромных кредитов под залог металлолома, именуемого нефтебазами, НПЗ и резервуарными парками. В этом же случае под залог «херсонского» металлолома было обеспечено рефинансирование банка на $100 млн. Рыночную же цену рынок дал на недавних торгах — 200 млн грн или $8 млн. Хотя, безусловно, в 2013 году этот актив, как и все остальные на рынке АЗС и нефтебазы, стоил больше.

Перспективы депутатского обращения весьма туманны, продажа была проведена открыто и конкурентно. Хотя, когда это останавливало «Приват», который «отмотал» эмиссию акций «Укртатнафты» и тем самым забрал их у «Татнефти»?

 

В парламенте зарегистрирован законопроект о квотах на биоэтанол

Ситуация продолжает развиваться. Чтобы оперативнее начать рассмотрение в парламенте, законопроект о добавлении биоэтанола был внесен через депутатов, а не правительство. Вопросов остается масса, вот главные из них:

  • Кто обеспечит 100 тыс. т биоэтанола?
  • Как его добавлять в импортный бензин?
  • Кто будет контролировать качество и соблюдение всеми игроками рынка этой нормы?
  • Что делать со спиртосодержащим бензином, который автовладельцы не захотят покупать?

Отсутствие открытого обсуждения с рынком, что наблюдалось за лоббистами «спиртовых» инициатив и ранее, крайне настораживает. Предложенный депутатами текст законопроекта еще подлежит детальному изучению.

 

Запорожская ОГА взялась за нелегальные АЗС

Ривненскую эстафету решили подхватить в Запорожье — одном из наиболее проблемных регионов, который исторически был наводнен бодягой и торговцами «с канистр». Недавно здесь создан штаб противодействия незаконной торговле нефтепродуктами и сжиженным газом, куда вошли представители Нацполиции, прокуратуры, СБУ, ГФС, ГАСИ, экологи, управление Гоструда, Госгеокадастра, ГСЧС. Соответственно и проверки АЗС идут не только на предмет наличия лицензии, а  на соответствие требований земельного, трудового, хозяйственного, налогового законодательства, правил пожарной безопасности, законности строительства и эксплуатации. Ждем первых результатов, урожай обещает быть богатым.

Тем временем рекордный градус борьбы с нелегалами вновь был установлен в Ровно: там владелец нелегальной станции сбежал из райотдела и угрожал правоохранителям гранатой Ф-1, предварительно выдернув чеку. Обошлось, но случай более чем показательный. Во многих регионах нелегальная торговля топливом крышуется централизовано силовиками (как правило СБУ или прокуратура) и бросить им вызов решаются немногие. Как видим, кроме Киева, Ровно и Запорожья смельчаков больше нет.

 

СБУ открыла дело в отношении «ПрикарпатЗападтранса»

Судя по летним датам открытия дела, это часть программы по наступлению на бизнес Виктора Медведчука, к которому относят и «ПрикарпатЗападтранс». Напомним, самой успешной акцией в рамках этой программы было введение спецпошлины на трубопроводные поставки российского дизтоплива, которая остановила работу магистрали.

Насколько успешным будет вектор СБУ, сложно сказать. Напомню, что речь идет о поставке 28 400 т технологического дизтоплива, отвечающего стандарту Евро-3, которое необходимо было вытеснить из трубопровода для начала его коммерческого использования. Поскольку на тот момент нормативы запрещали поставку ДТ ниже стандарта Евро-4, Кабмин издал отдельное постановление, которым разрешил Минобороны закупить этот объем. Цена составила  14 200 грн/т (с НДС), тогда как рыночная стоимость на дату тендера была 17 280 грн/т. Таким образом, скидка составила почти 18% и позволила армии сэкономить более 87 млн грн. У данной сделки были критики, которые либо считали такую закупку недопустимой, либо утверждали, что в безвыходной ситуации у «ПрикарпатЗападтранса» можно было выторговать еще больший дисконт. Сэкономленные деньги были потрачены на другие программы по укреплению армии, и почему это плохо, не совсем понятно. Что же до цены, то ситуация не была безвыходной: топливо было бы выгружено в вагоны и отправлено в порты для блендинга либо прямой продажи в какую-нибудь Африку. И рекордный дисконт очевидно отражает паритет с таким вариантом.

Одновременно СБУ оспаривает моменты, связанные с приобретением трубопроводного предприятия и его дальнейшей перепродажи белорусскому бизнесмену Николаю Воробью. Эти моменты сложно комментировать, не зная всех нюансов. Но практика показывает, что дела, начатые по политическим соображениям, редко достигают результата. Впрочем, как и многие другие…

 

Рынок движется к восстановлению позиций российского ДТ, — эксперт

Не будем нагнетать, но потихоньку рынок выходит на ту же конфигурацию обеспечения, как и до закрытия «трубы». В октябре из России «колесами» привезли 226 тыс. т — это по сути среднемесячный результат 2018 года (216 тыс. т). Скорее всего, новая конфигурация окончательно станет понятна в начале года, когда заработают новые терм-контракты на белорусский продукт. Но весьма велика вероятность того, что с небольшими корректировками долевое распределение останется прежним. Это, конечно, не цифры первого полугодия 2019 года, когда российская часть достигала 45%, но уверенные 35% просматриваются достаточно реалистично. Многие сомневались, что Гомель сможет выгрузить 120 тыс. т, а в октябре он сделал 140 тыс. т. На удивление легко распродал 60 тыс. т «Лукойл», незаметно раскачался Орск. Рынок время от времени будоражат разговоры о возобновлении поставок по трубе, но какой-либо конкретики при этом нет.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти