У початок

Тегеран предлагает построить на армяно-иранской границе крупный НПЗ

После многолетней паузы Иран и Армения могут вернуться к обсуждению идеи строительства нефтеперерабатывающего завода. По крайней мере, соответствующие месседжи звучат из Тегерана, сообщает 1 news.az со ссылкой на интернет-издание «Спутник Армения».

Вопрос строительства НПЗ на армяно-иранской границе обсуждается с конца «нулевых». Однако дальше переговоров и заявлений чиновников с обеих сторон дело не дошло.

Сейчас, когда Иран оказался под жестким санкционным нажимом США, тесная кооперация с Арменией рассматривается Тегераном как один из способов смягчения последствий санкций.

На днях представитель комиссии иранского парламента по бюджетному планированию Хади Гавами заявил о необходимости инвестиций в свободные экономические зоны в Иране и Армении. В частности, как передает агентство Mehrnews, депутат отметил, что путем строительства нефтеперерабатывающих заводов в свободных экономических зонах можно получить большие доходы и успешно нейтрализовать влияние санкций. Речь идет об НПЗ, который способен перерабатывать до 200 тыс. барр. сырой нефти в сутки.

По мнению армянского эксперта в области энергетической безопасности Армена Манвеляна, озвученная иранским парламентарием идея в целом интересна. Иран, еще несколько лет назад импортировавший бензин из-за отсутствия на своей территории перерабатывающих мощностей, сейчас обеспечивает себя нефтепродуктами местного производства.

«Но я не знаю, куда будет поставляться бензин, произведенный на НПЗ на армяно-иранской границе. Если рассматривать иранский рынок сбыта как основной, то здесь вырисовываются не столь радужные перспективы. Иран сталкивается с огромными экономическими трудностями, внутренний спрос, в том числе и на нефтепродукты, падает», —  сказал Манвелян в интервью изданию «Спутник Армения».

Если рассматривать рынок ЕАЭС для экспорта продукции, то и здесь возникают проблемы, так как у двух ведущих стран объединения — России и Казахстана — есть собственные большие запасы углеводородов и нефтеперерабатывающие мощности. К тому же в соглашении о зоне свободной торговли между Ираном и ЕАЭС нет пункта о поставках нефтепродуктов, следовательно, говорить о поставках произведенного на армяно-иранской границе топлива на рынок ЕАЭС не приходится, пояснил Манвелян. Известно, что в соглашение о ЗСТ включены 500 наименований товаров, но нефть и нефтепродукты сюда не входят.

Средняя стоимость строительства НПЗ сегодня составляет около $5 млрд. Поэтому без четких экономических подсчетов, тщательного анализа издержек и возможных выгод говорить о перспективах реализации столь масштабного проекта преждевременно. Впрочем, то, что о проекте первой заговорила иранская сторона, которая в таких случаях ведет себя достаточно сдержанно, уже обращает на себя внимание.

Справка enkorr

Ежегодно Армения потребляет в среднем 150 тыс. т дизтоплива (данные за 2017 г.). Основные поставки приходятся на РФ, незначительные объемы ресурса импортируются из Ирана и Туркменистана.

По итогам 2016 г. потребление бензина в Армении составило 140,5 тыс. т, что на 10,1 тыс. т больше, чем годом ранее.

В период с 2015 по 2017 гг. включительно частное потребление на душу населения составило в Армении $8082,7 (+2,24% в сравнении с 2014 г.). Для сравнения: в Украине этот показатель составил $7157,7 (-6,03%); в Беларуси — 12 771,7 (+1,75%). Данные: UNECE (экономическая комиссия ООН по Европе)

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти