У початок

Пошлины не приведут к росту цен на АЗС, но создают риски в преддверии пикового сезона потребления – эксперт

Введение пошлин на импорт российского ДТ и СУГ напрямую не повлияет на рост розничных цен и не приведет к существенному снижению доли российского топлива на украинском рынке. При этом оно создает ряд рисков, которые могут дестабилизировать ситуацию на рынке в преддверии пикового сезона потребления. Такое мнение выразил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн на станице в Facebook.

«Роста цен не будет. В деньгах 4%-ная пошлина это около $25/т. или 60 коп./л. Уверен, что такое повышение закупочной цены, если оно будет, розничные сети способны «проглотить» незаметно, учитывая нынешние рекордные торговые наценки на ДТ», — отметил Сергей Куюн.

Он допускает, что поставщики топлива по нефтепродуктопроводу смогут часть пошлины покрыть за счет снижения собственной маржи, чтобы сохранить объемы поставок.

Не приведет введение пошлин и к сокращению доли российского топлива на рынке. «Допускаю, что российский продукт, который сегодня занимает 40% рынка и проник повсюду, может покинуть отдаленные Южные регионы, где продажи станут неприбыльными. Полагаю, морские поставки через порты смогут отвоевать 5% рынка. Не исключаю, что, учитывая такой первый звоночек, трейдеры попытаются диверсифицировать риски и увеличить закупки белорусского продукта. Но меньше 30% рынка за россиянами не останется в любом случае», — прогнозирует директор «А-95».

При этом само решение о введении пошлин во-первые несвоевременное, во-вторых сопряжено с массой рисков, главный среди которых — остановка Россией всех поставок в качестве ответной меры.

«Здесь вопрос принципа. Партия войны в российской верхушке, в частности ФСБ, давно выступает за прекращение поставок энергоносителей в Украину. Но пока сильнее умеренная позиция, которая считает, что важно иметь рычаг влияния на Украину и заодно давать заработок своим лоббистам внутри страны, активно наращивающих силы в медиа-пространстве», — отмечает директор А-95.

Директор А-95 считает, что для введения пошлин Украины выбрала не самый подходящее время — преддверие пикового сезоне потребления топлива.

«Если русские решат остановить поставки или резко их снизить, кризиса — роста цен и дефицита на протяжении минимум двух-трех недель не избежать. И если по ДТ со временем ситуацию можно несколько стабилизировать поставками по морю, то с газом будет тяжко — его цена будет расти, пока не сравняется по эффективности с бензином», — уверен Сергей Куюн.

Дополнительным фактором возможного дефицита топлива являются плановые ремонты на белорусских НПЗ — второго крупнейшего поставщика ДТ в Украину.

По мнению директора «А-95», более уместным было бы введение ограничений после прохождения сезона пикового спроса. «Любые ограничения были бы более уместны в ноябре или декабре, когда потребление падает. Также необходимо готовить к этому рынок, который должен сформировать запасы. Тогда бы это понимали и русские, осознавая неэффективность своих демаршей, но сейчас мы очень уязвимы», — подытожил С.Куюн.

Напомним, 18 июля Кабмин определился со ставками пошлин на российское топлива. На ДТ с 1 августа они составят 3,75%, на СУГ – 1,75%. С 1 октября они повысятся до 4% и 3% соответственно. Сам документ по-прежнему не обнародован.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти