У початок

Минообороны может переплатить за авиатопливо 30 млн грн

Министерство обороны признало победителями тендера на поставку 10 283 т авиационного керосина компанию «ОККО Контракт» и ООО «Торум» (входит в орбиту «Трейд Коммодити»). Аукцион состоялся 19 декабря, сообщения о намерении заключить контракты в системе ProZorro были опубликованы 28 декабря 2018 г.

Закупка проходила по двум лотам, в тендере участвовали три поставщика. Кроме ОККО и «Трейд Коммодити» заявку подавала «Сокар Украина».

ООО «Торум» победило по первому лоту на поставку 5,75 тыс. т, предложив цену 29 860 грн/т. ОККО выиграло по второму лоту на 4,533 тыс. т с ценой 29 790 грн/т. Ожидаемая министерством цена составляла 30 500 грн/т.

На момент торгов, по данным «Консалтинговой группы А-95», средняя по Украине стоимость авиатоплива была 26 870 грн/т, что на 2990 грн/т и 2920 грн/т дешевле, чем предложили победители торгов. Учитывая разницу и объемы топлива, Минобороны может переплатить поставщикам 30,4 млн грн.

Между тем, к 28 декабря, когда предложения были акцептированы, рыночная цена топлива опустилась до 25 980 грн/т. Таким образом разница между рыночной и предложенными ценами в день акцепта увеличилась до 3880 грн/т («Торум») и 3810 грн/т (ОККО).

По условиям тендера, поставка топлива должна осуществиться в течение 60 дней с момента подписания договора, но не позднее 29 марта 2019 г.

Напомним, в статье «Надежда на честь» для «Зеркала недели» директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн отмечал, что в 2018 г., после скандала с «Трейд Коммодити», в закупках топлива Министерством обороны наблюдаются положительные изменения, но они не носят системный характер и по-прежнему подвержены коррупционным рискам. Стабильно более высокие закупочные цены по сравнению с рыночными вызваны рисками, которые поставщики закладывают в цены. В частности, речь идет об отсрочках платежа, а также о рисках роста цен по сравнению с тендерными.

Отчасти снять эти риски мог бы переход на формульное ценообразование с привязкой к общепринятым индикаторам, как это сделала в 2018 г. «Укрзалізниця».

«Тем более что о потребностях в топливе оборонное министерство знает наперед и могло бы составить как график поставок, так и график проплат. Однако опрошенные источники говорят, что на данном этапе даже столь элементарные организационные задачи МО решить будет проблематично. Нет ни запроса, ни специалистов…», — пишет в своей статье С. Куюн.

Напомним, в 2018 г. Минобороны закупило 57,28 тыс. т. Крупнейшим поставщиком стала компания ОККО с объемом 21,12 тыс. т. ООО «Торум» подписало договоров на 16,21 тыс. т, Socar — 13,05 тыс. т, WOG — 6,9 тыс. т.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти