У початок

Для проведения спецрасследования по импорту нефтепродуктов нет оснований, – юристы

У Межведомственной комиссии по международной торговле (работает при Минэкономразвития) нет оснований для проведения специального расследования в отношении импорта бензинов и дизельного топлива на украинском рынке, как того требует ПАО «Укртатнафта». Этом следует из комментариев юристов адвокатского объединения Arzinger в колонке «Чужие здесь не заправляют: введут ли в Украине квоты на импортный бензин» для Mind.

По словам юристов, правовым основанием для начала расследования является, в частности, неожиданный, резкий и значительный рост импорта за последние несколько лет.

«При рассмотрении фактов возрастающего импорта нужно доказать, что такой рост в недавнем времени был неожиданным, резким и значительным. Этот стандарт доказывания четко отражает основную концепцию и идеологию, которая заложена в международном торговом праве – специальные защитные меры являются чрезвычайными мерами защиты, которые вводятся в исключительных случаях «непредвиденного развития» (критического и угрожающего возрастания импорта)» – отмечают они.

Также, по их словам, нужно доказать, что вред (или потенциальный вред) национальному производителю не должен приписываться импорту, если есть другие факторы, препятствующие развитию отечественного производства. Например, вряд ли возможно обвинять импорт в отсутствии инвестиций со стороны собственников в модернизацию устаревшего оборудования и активов, в низкой инвестиционной привлекательности отрасли, учитывая глобальные тренды, и т.п.

Как свидетельствуют данные «Консалтинговой группы А-95», возрастающего импорта топлив на украинском рынке топлив за последние несколько лет не было.

Так, в 2017 г. доля внутреннего производства в балансе бензинов составила 40% против 32% годом ранее. С учетом рыночных тенденций, по прогнозам А-95, в 2018 г. доля внутреннего производства бензинов должна составить 55% рынка. Доля украинского производства ДТ в прошлом году также увеличилась с 11% до 12%. В 2018 г. ожидается рост до 14% за счет увеличения производства на Кременчугском НПЗ.

Адвокаты Arzinger напоминают, что в Украине уже был неудачный опыт расследования в отношении импорта автомобилей в 2013 г.

«Наиболее резонансный пример касается расследования и последующего решения МКМТ, принятого в апреле 2013 года, о введении специальных пошлин в отношении импортных автомобилей независимо от страны происхождения товара сроком на три года. Данное расследование было проведено Украиной с множеством нарушений международных правил и принципов ВТО. Оно критиковалось США и ЕС, а впоследствии было обжаловано в рамках органов ВТО Японией как одной из заинтересованных стран», – говорится в колонке.  

По результатам рассмотрения данного дела специальной панелью арбитров при ВТО, был установлен ряд нарушений международных соглашений, стороной которых является Украина, при принятии Комиссией своего решения. Украина не обжаловала вывод панели арбитров в апелляционном порядке, и, учитывая существенное международное давление, МКМТ в 2015 году добровольно отменила введение пошлин в отношении импортного автопрома.

Также напомним, что в 2011-2012 гг. «Приват» совместно с ТНК-ВР инициировали специальное расследование против импорта нефтепродуктов из Беларуси с целью введения пошли в размере 132 евро/т. Комиссия Минэкономики отказала заявителям.

Как сообщал enkorr, в конце марта «Укртатнафта» обратилась в МЭРТ с требованием квотировать импорт бензина и ДТ начиная с мая 2018 г.

Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн ранее высказал мнение о том, что введение квот повлечет за собой рост цен для всех категорий потребителей, разрушит устойчивую модель обеспечения страны топливом, но не решит проблем нефтеперерабатывающей отрасли. 

«Главной проблемой украинских НПЗ на рынке бензина является не импорт, а падение потребления более чем на треть за последние четыре года. Для наращивания продаж «Укртатнафте» необходимо изменить свою сбытовую политику, а не пробовать изменить рынок нерыночными методами», – подчеркнул С.Куюн.

 

 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти