У початок

Беларусь прекратила поставки авиатоплива в Украину из-за коррупционного давления

Белорусские производители и экспортеры нефтепродуктов с декабря 2015 г. не осуществляет отгрузку авиатоплива в Украину из-за действий украинских таможенников в отношении поставок компании «БНК-Украина». Запрет на поставки РТ в Украину будет действовать до разрешения конфликта в суде. Об этом OilNews рассказали импортеры авиатоплива.

Поводом для остановки поставок реактивного топлива стали судебные решения, направленные на удовлетворение требований ГФС по начислению повышенного акциза путем переведения продукта из категории «топливо для реактивных двигателей» в группу «бензины специальные» в подгруппе «легкие дистилляты». Таким образом, импортера вынуждают платить акциз не €23/т, а €202/т (ставки по состоянию на 2015 г.), что делает этот товар на рынке неконкурентоспособным.

«После того как судебные тяжбы затянулись белорусская сторона полностью остановила экспорт в Украину до разрешения конфликта», – пояснил собеседник.

Согласно ряду решений житомирских судов, размещенных в едином госреестре, в феврале 2015 г. «БНК-Украина» выполняла поставку РТ производства ЗАО «Нафтан». Из очередной партии авиатоплива, поставленной по долгосрочному контракту, была отобрана проба и специализированная лаборатория ГФС заключила, что 90% продукта перегоняется при температуре 209 градусов при норме для легких дистиллятов в 210 градусов.

Одновременно контрольная проба была признана лабораторией «МАСМА» соответствующей паспорту качества. К аналогичному выводу пришел и Львовский научно-исследовательский институт судебных экспертиз. Это позволило суду первой инстанции признать правомерность требований нефтетрейдера. Однако Житомирский апелляционный суд своим решением от 1 февраля 2016 г. отверг выводы «МАСМА» и судебной экспертизы и вновь признал несоответствие продукции. Таким образом, возвращение авиатоплива из Беларуси на украинский рынок отсрочено на неопределенный период. Теперь «БНК-Украина» будет обжаловать решение в Высшем адмиинсуде.

Отметим, что главный критерий различия понятий «легкие дистилляты» и «средние дистилляты» – процент содержания объема продукта, который перегоняется при температуре 210°C. Если при температуре 210° C перегоняется 90% нефтепродукта и более, то это «легкие дистилляты», если же при этой температуре перегоняется менее 90% нефтепродуктов, то это «средние дистилляты».

Первые манипуляции лабораторий налоговых служб в сфере исследований качества реактивного топлива начались в 2011 г. во времена руководства таможенной службой Игорем Калетником и сразу обозначили цель данных нововведений – вымогательство взяток с целью растаможки авиатоплива по пониженной ставке акциза. По словам поставщиков, негласный тариф составляет €8-10 с тонны ввозимого объема. Кроме того, данный товар переквалифицировался в уайт-спирит, что впоследствии создавало проблемы с его дальнейшей реализацией потребителям авиатоплива.

В сентябре 2015 г. подобные проблемы возникли у поставщиков авиатоплива разного производства. Так, независимая экспертиза топлива марки Jet A-1 из Болгарии, произведенного международным сюрвейером SGS, показала содержание ароматических углеводородов в объеме 11-12%. В то же время лаборатория ГФС выявила 34% (норма 20%).

В 2015 году половина рынка авиакеросина наполнялась по импорту (всего 113 тыс. т). На белорусский продукт пришлось 96,2 тыс. т (85%). В связи с прекращением белорусского импорта рынок переориентировался на более затратные морские поставки. Отметим, что за счет импорта на данный момент обеспечиваются и потребности ВСУ.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти