У початок
В. Стешенко: У «КЛО» нет цели стать национальной компанией – мы будем развиваться в столичном регионе

В. Стешенко: У «КЛО» нет цели стать национальной компанией – мы будем развиваться в столичном регионе

Эксклюзивное интервью агентству «Интерфакс-Украина» коммерческого директора столичной сети АЗС «КЛО» Вячеслава Стешенко.
Интерфакс: Недавно вы заявили, что «КЛО» планирует к 2015 г. запустить 25 АЗК. Расскажите более подробно об этих планах.
В. Стешенко: Действительно, такие планы есть. Заправки, в основном, планируем строить в Киеве и Киевском регионе – это города-спутники Ирпень, Яготин, Бровары, Борисполь и Бориспольская окружная дорога, то есть будем продолжать развитие в Киевской области.
Стоимость каждого проекта различна, и, в частности, зависит от концепции комплекса на каждом конкретном участке, стоимости самого земельного участка. Например, в Киеве только стоимость земли и разрешительной документации приближается к $1 млн. В целом же можно сказать, что одна заправка нам обходится в $0,8-3,5 млн. Как следствие, для развития мы привлекаем и заемные (около 30%), и собственные средства (70%). Но стараемся, чтобы зависимость от кредиторов была минимальна.
Это дорогостоящие проекты, по этой причине мы не видим необходимости в активной позиции по застройке. Подчеркну: у нас нет цели стать национальной компанией, «КЛО» будет развиваться в столичном регионе. Выход на национальные масштабы, строительство заправочных коридоров – это сумасшедшие инвестиции, это время. Если поставить себе такую цель сегодня, то на реализацию необходимо минимум пять лет. К 2015 г., когда будет запущен 75-й комплекс, мы ожидаем, что наша доля в рознице Киевской области составит около 15-18% по сравнению с сегодняшними 11,5%.
Интерфакс: Вы обратили особое внимание, что «КЛО» не интересует развитие в масштабах страны, но, возможно, Вы будете выходить на другие регионы через джобберские схемы, или беря в аренду заправки?
В. Стешенко: Уже сегодня региональные компании сами предлагают работать под нашим флагом. С одной стороны, это интересно, но с другой – для «КЛО» в таком сотрудничестве остается ключевым вопрос контроля качества и сервиса. Я, например, не вижу, как мы полноценно сможем контролировать процесс. Целесообразней арендовать комплекс и самостоятельно вести бизнес. Но сегодня мы находимся в переговорах по поводу франшизы в Днепродзержинске. Пока это единственный такой проект, однако он, скорее, – частность.
Интерфакс: Помимо заправочного бизнеса,«КЛО» развивает сопутствующие направления: супермаркеты при АЗК, ресторанный сегмент. Какие планы по данным сегментам бизнеса?
В. Стешенко: Магазины – это фактически отдельное направление. Радует, что сегмент развивается и отчасти даже независимо от заправочного бизнеса. Торговые площади магазинов «Дача и пикник» (товары для outdoor-отдыха и дачи круглый год) составляют 950 м2. По данным магазинам реализация выросла на 30%, а в целом по направлению маркета – на 12%.
Кроме того, мы намерены развивать проект по улучшению системы питания на заправках. На всех комплексах хочется дать автомобилисту достойный кофе, бутерброд, горячий обед. Меняем поставщиков кофе и оборудования, изучаем опыт Европы. Привлекаем специалистов из своих ресторанов (сесть ресторанов «Фишка». –  ИФ). Данный проект интересен и в долгосрочной перспективе, он привлечет больше клиентов. Помимо этого, некоторые наши АЗС уже сегодня оснащены бесплатным Wi-Fi, но мы работаем над тем, чтобы беспроводной доступ к сети интернет был на всех наших объектах.
Интерфакс: Ваша сеть, вероятно, одной из первых по рынку начала реализовывать энергосберегающие проекты. Расскажите более подробно об этих программах.
В. Стешенко: Мы нацелены на сбережение энергии сразу в нескольких направлениях. В первую очередь, используем гелиосистемы для нагрева воды в технологических целях: для ресторанов и бытовых помещений на заправках. Пока реализовываем эту технологию на крупных комплексах: на сегодня четыре АЗК «КЛО» оснащены такими гелиосистемами. В летний период мы покрываем потребность в горячем водоснабжении объекта до 95% за счет энергии солнца, зимой – до 33%. Стоимость гелиосистемы на крупном объекте достигает 400 тыс. грн.
Второе направление – замена традиционных источников света на заправках на светодиоды. Сейчас идет замена потолочных светильников в навесах над колонками и источников света в рекламных элементах – фризах, стелах, указателях марок топлива. Уже 10 объектов оборудовали новыми светильниками и лампами. К слову, один такой светильник потребляет 54 Вт, а светит как стандартная галогенная лампа мощностью 250 Вт. Например, стела-ценник, высотой 9,6 метра на обычных лампах потребляет до 4 КВт электроэнергии, а на новых лампах такая же стела – 650 Вт, что втрое меньше, чем обычные бытовые приборы. Для сравнения: средняя мощность утюга – 2000 Вт, фена – 2100 Вт, чайника – 2200! Безусловно, удовольствие недешевое, но проект окупается. Светильники приобретаем напрямую в Китае, поскольку в Украине светодиодная продукция того же производителя стоит в 2-8 раз дороже.
Третье направление, которое планируем развивать, – это установка на комплексах фотоэлектрических панелей (солнечных батарей).
Все проекты являются долгосрочными инвестициями, которые возвращаются за 5-7 лет. Но такие проекты необходимы. Помимо экологической составляющей, газ и электроэнергия будут расти в цене. И к этому надо быть готовым. К тому же, подобные проекты увеличивают нашу независимость от сторонних организаций.
Интерфакс: Насколько сегодня успешна деятельность сети?
В. Стешенко: Первый квартал был очень сложным. Трудно сказать, что зарабатывали – выживали. На финрезультате негативно отразились повышение с 2011 г. акцизов на светлые нефтепродукты, удорожание нефти и нефтепродуктов из-за конфликтов и политической нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Дополнительно правительство пыталось административными методами удержать цены на заправках. За первое полугодие А-95 (украинский стандарт) просел в продажах на 10%, А-92 – до 5%. Также снизились продажи и по дизелю (евро и стандартному). Но сегодня ситуация выравнивается, в частности, этому способствует и старт продаж брендового топлива 95 Ventus, который сменил в нашей линейке А-95 «Премиум». Вследствие эффективной рекламной кампании у нас выросли продажи.
C момента презентации V его реализация (в сравнении с реализацией его предшественника «95 Премиум») выросла на 18,2%. Вместе с тем продажи «95 Супер» тоже выросли – на 6,7%. Украинское топливо стало на 1,2% более востребованным. Существенно выросло дизтопливо – на 12%. А-92, показывавший рост последний год, вернулся к прежнему уровню продаж.
Интерфакс: Как вы контролируете качество топлив по сети?
В. Стешенко: Цепочка выглядит так: с завода в Европе топливо отгружается автоматически, без участия человека. Далее в опечатанных ж/д цистернах топливо доставляется на наши нефтебазы. При перегрузке топлива в цистерны (отдельные емкости под каждый вид топлива, чтобы избежать смешения) мы берем пробу, чтобы быть уверенными в качестве поставленных нефтепродуктов. К топливу, находящемуся в цистернах на нашей нефтебазе, нет доступа сотрудников. Следующий шаг – отгрузка бензина или дизеля в автоцистерны (бензовозы). Зафиксировав в документах точное количество отгруженных нефтепродуктов, бензовоз опечатывается. На АЗС с бензовоза снимается пломба и в подземную емкость сливается точное количество топлива, указанное в сопроводительных документах. На АЗС каждый резервуар по виду нефтепродукта имеет свою отдельную приемную магистраль, оборудованную фильтрующим элементом. Перед сливом топлива на АЗС снова берется контрольная проба качества (соответствие температуры и плотности, указанных в товарно-транспортной накладной). Обращаю внимание, что клапан в подземном резервуаре на АЗС также опломбирован – работники станции не имеют доступа к топливу, находящемуся под землей. Сейчас мы внедряем специальное программное обеспечение, в котором завязаны система учета в РРО (кассовых аппаратах) и показания уровнемеров - это позволяет отслеживать данные по фактическим и учетным количественным и качественным показателям нефтепродуктов в резервуарах АЗС. После этого продукт поступает в топливно-раздаточные колонки и оттуда – в наши автомобили. Кроме того, на наших объектах постоянно ведется видеонаблюдение  – это дополнительно дисциплинирует сотрудников.
Интерфакс: По вашему мнению, какой механизм должен существовать на государственном уровне контроля качества?
В. Стешенко: В первую очередь, необходимо, чтобы деятельности Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей (ранее – Госпотребстандарт) финансировалась в достаточном объеме. Кроме этого, следует внести изменения в существующее законодательство. Сегодня инспекция обязана за 10 дней до начала проверки уведомить компанию о ее совершении. Это бессмысленная норма. Какие они нарушения найдут, когда приедут? Необходимо разрешить внеплановые проверки – так, как это как это происходит с продуктами питания.
Интерфакс: Продолжается укрупнение розничного рынка. Сегодня есть предложения о покупке сети?
В. Стешенко: Получив адекватное предложение, мы будем его рассматривать.
Интерфакс: На фоне роста цен на бензины, какие можете дать прогнозы развития продажи сжиженного газа в качестве моторного топлива в сети «КЛО»?
В. Стешенко: «КЛО» сознательно расширяет сегмент по заправке сжиженным газом. Сегодня у нас 34 газовых модуля, планируем, чтобы газ был на каждом АЗК. Проект нужный, но сложный. Топливо опасное и требует специально обученных сотрудников, без которых заправка невозможна. Кроме этого, накладывается и процедура оформления: сбор разрешительных документов, проработка проектной документации, утверждения. Это время. У «КЛО» стратегия развития этого сегмента проста: как только документация готова – устанавливаем модуль.
Сегмент сжиженного газа сегодня очень интересен. Судите сами: цены на бензины выросли, фактически достигнув потребительского шока, а значит, газ получил стимул и набирает обороты. Проще говоря: газ «откусывает» продажи у А-92 и А-95.
Интерфакс: Как будет развиваться розничный рынок моторных топлив в текущем году?
В. Стешенко: На существующем уровне цен А-76 будет терять рынок, к тому же под этот бензин существенно сокращается автопарк. В то же время уверен, что А-92, сохранит свои позиции, в частности, из-за того, что это топливо дешевле А-95. Кроме этого, в ряде случаев А-92 является хорошей альтернативой тому же А-95. Тем более, если это качественный А-92 производства Мозырского НПЗ (Беларусь), которым, в частности, торгует наша сеть.
Премиальные топлива, за счет продаж автомобилей премиум-сегмента и повышения доходов населения, также вырастут в продажах, но незначительно. Но пока экономическая ситуация в стране не позволяет рассчитывать на значительный рост премиального сегмента топлив. Рост этого направления также связан с повышением уровня образованности в топливной сфере: автомобилист более бережно относится к окружающей среде, понимает, что, заливая в бак евро-продукт, в итоге меньше потратит на ремонты.
Отдельно необходимо затронуть вопрос конкурентной среды. Она изменяется. Если ранее речь шла о количестве реализуемого продукта и о цене, потом о качестве, то сейчас к этим пунктам добавилась борьба в зоне сервиса. Конкурентная среда ужесточается – это нормально, но не всегда компании ведут себя цивилизованно. Конкуренты все чаще прибегают к неэтичным и незаконным методам борьбы.
Интерфакс: Украина до 2012 г. перенесла переход на новые стандарты топлива. Какое Ваше мнение по такому решению органов власти?
В. Стешенко: Это крайне негативное решение. От таких решений страдает экология, нет притока инвестиций, а ведь это тоже важно. Если дать стимул к переходу, то в страну войдет больше валютных ресурсов. Заводы должны инвестировать в реконструкцию и доводить топливо до современных стандартов. Современное топливо – это еще и имидж страны. Что мы будем объяснять туристам, которые приедут к нам на современных машинах к Евро-2012, и заправят свои автомобили украинским топливом?
Интерфакс: «КЛО» зачастую не придерживается рекомендаций ЭАГ. По какой причине?
В. Стешенко: Рекомендации можно оценивать положительно только тогда, когда они обоснованы. ЭАГ использует формулу, она отработана. Однако если ставить в нее некорректные значения, то формула не будет работать. Группа в январе-марте текущего года ставила в формулу старое значение акцизов (акциз на нефтепродукты был повышен с 1 января 2011 г. – ИФ), упорно отказываясь включать его повышенную величину. На вопрос «Почему?» отвечали: «У вас старые запасы!». Группа упорно отказывалась учитывать, что сети АЗС снабжают топливом юридические лица и бюджетные организации: в начале каждого года проходят тендеры – государственные учреждения заключают договоры на поставку нефтепродуктов на длительный срок до целого года. По условиям проведения тендеров государственной закупки стоимость топлива должна оставаться неизменной в течение всего времени действия договора. Поэтому операторы рынка терпят убытки в случае повышения цены на мировых рынках. И приобретенные запасы нефтепродуктов – это как раз наши обязательства перед бюджетными организациями. Мы понимаем, что финансирование бюджетных организаций зачастую происходит с задержкой, поэтому заключаем договоры с ними с отсрочкой платежа – ведь, к примеру, скорой помощи нужно возить больных каждый день. То есть наши запасы – это зачастую уже проданный, только еще не отгруженный товар.
 
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти