Авторизация
Регистрация
минимальная длинна пароля 6 символов
e-mail адрес уже используется или не существует
слишком короткий пароль
выберите отрасль
не верно введены символы с картинки
пользователь с такими учетными данными не существует
Если вы забыли пароль, воспользуйтесь формой восстановления.

Сергей Куюн: «Розница работает на обороте, высокая цена — враг этого бизнеса»

Виталий Крижевский, корреспондент Enkorr - 12 октября, 18:04
Скачать в PDF Отправить ссылку
Главные новости

Рост цен на бензин и дизельное топливо в рознице начался с 20-х чисел августа. В среднем за этот период цены на бензины выросли на 3,60 грн/л (12%), а на ДТ — на 4 грн/л (15%). Какие факторы влияют на рынок, и почему на следующей неделе стоимость топлива снизится на 1 грн/л — об этом директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн рассказал на пресс-конференции в Glavcom

Почему растут цены?

Рост цен наблюдается уже второй месяц, и на это есть две основные причины. В начале августа произошла девальвация гривни — она опустилась по отношению к доллару с 26 до 28. Импорт составляет 80–85% потребностей Украины в нефтепродуктах. Чем дороже валюта, тем выше цена закупки: каждая гривня в курсе доллара — это дополнительные 80 коп./л на АЗС. Вырос в августе курс на 2 грн, значит, в среднем на 1,6 грн/л повысилась цена на топливо.

Потом начался усиленный рост цен на нефть. C $72/барр. в начале сентября стоимость увеличивалась до $85/барр. Это цена на 10 октября. Основная причина — угроза санкций по отношению к Ирану — одному из крупнейших экспортеров нефти. Таким образом, сначала девальвация гривни, а потом рост цен на нефть привели к тому, что за два месяца стоимость нефтепродуктов выросла больше, чем на 10%.

Решит ли проблему снижение акциза?

Порядка 50% в розничной цене — стоимость импортного топлива на границе. 35% уходит на налоги — акцизный сбор и НДС. Оставшиеся 15% занимают логистические затраты и прибыль розничных операторов. Она не превышает 3–4 грн/л — и это «грязная маржа», с которой потом будут уплачены налоги.

При текущей цене в 33 грн/л на налоги приходится порядка 11 грн/л, из которых 6 грн/л составляет НДС и 5 грн/л — акцизный сбор. Даже если акцизный налог сократить наполовину, цена упадет лишь на 10%.

Хоть нефть будет $100/барр., как прогнозируют трейдеры, потребитель снижение акциза не заметит, зато бюджет получит огромную пробоину.

На данный момент 50% акцизного сбора идет в Дорожный фонд. Вопреки скепсису, что, мол, дороги не строят, в этом году ожидаются рекордные поставки битума — основного материала для строительства дорог. Это может быть рекорд за последние 10 лет! Если уменьшить акциз, процесс строительства дорог остановится.

Другое дело, что во всех странах акциз в национальной валюте, а у нас — в евро. Такая привязка провоцирует рост цены при каждом ослаблении гривни. Если бы акциз был в гривне, топливный рынок спокойнее бы переживал курсовые колебания.

Что еще влияет на цену?

Недобросовестная конкуренция усугубляет ситуацию. Наблюдается рост нелегальной сбытовой сети. Эти объекты работают без документов, без кассовых аппаратов, и оттягивают на себя продажи легальных операторов. Без налоговой нагрузки, затрат на безопасность они продают топливо на 6–7 грн/л дешевле. Их количество достигло 1,5 тыс., и они покрывают 15–17% продаж ДТ и 30–50% сжиженного газа.

Кроме того, растут объемы контрабанды. Она не такая прямая, как было при правительстве Януковича. Сегодня основная схема контрабанды — это завоз авиационного топлива. Поставки авиатоплива в полтора раза больше, чем наши потребности в нем. 30% от этого объема не попадает в аэропорты: топливо смешивается с ДТ. Акцизная ставка на авиатопливо в семь раз ниже, чем на дизель — «экономия» на акцизе составляет €100/тыс. л.

За 8 месяцев этого года объем авиатоплива, который не был направлен в аэропорт, составил 160 тыс. т. Государство потеряло порядка 950 млн грн неуплаченного акцизного сбора. Основной объем авиатоплива для этих нужд поступает через порт в Николаеве. Однако налоговая служба отказывается это замечать.

В итоге у легальных операторов продажи снижаются, а затраты остаются прежние. Стараясь держать рентабельность на меньших объемах, они не могут так же быстро, как недобросовестные конкуренты, реагировать на изменение конъюнктуры.

Какой прогноз?

Рынок уже синхронизировался с новыми ценовыми реалиями, и теперь все зависит от того, какой будет цена на нефть. Сейчас цена пошла вниз: на 10 октября было $85/барр. — сегодня $81/барр. Я уверен, что на следующей неделе стоимость бензина снизится минимум на 1 грн/л.

Розничный бизнес работает на обороте, высокая цена — враг этого бизнеса. Когда ставишь высокую цену, клиенты либо снижают потребление, экономят, либо переходят к конкуренту. АЗС зарабатывает свои 3–4 грн, что при цене 20 грн/л, что при 35 грн/л. Только при 20 грн/л продаж будет намного больше. Поэтому рынок всегда ищет возможности, чтобы цену снизить.

Авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарий
e-mail адрес уже используется или не существует
слишком короткий пароль
выберите отрасль
не верно введены символы с картинки
пользователь с такими учетными данными не существует
 
EnKorr, 2008-2018. При перепечатке материалов сайта гиперссылка на enkorr.com.ua обязательна. Все материалы, размещенные на enkorr.com.ua со ссылкой на ИА “Интерфакс-Украина”, не подлежат дальнейшему распространению, кроме как с письменного разрешения ИА.