У початок
Дидье Казимиро: Основная причина остановки «ЛИНИКа» – убыточность переработки нефти в Украине

Дидье Казимиро: Основная причина остановки «ЛИНИКа» – убыточность переработки нефти в Украине

В середине марта ТНК-ВР остановила «ЛИНИК». Официально – «на ремонт», хотя компания дала понять, что остановка продлится неопределенное время. Судя по отрывочным данным, которые доносятся из офиса «ТНК-ВР Коммерс», в компании искреннее не знают, что будет дальше, масса сотрудников ожидают сокращения. Как такое может быть в компании мирового масштаба, которая по итогам прошлого года получила около $8,5 млрд чистой прибыли, понять сложно.

С точки зрения украинского рынка остановка «ЛИНИКа» труднообъяснима еще и тем, что ситуация для внутренних производителей намного более благоприятная, чем в прошлом году, ведь высокие цены на белорусское топливо у всех на устах.

Глава «ТНК-ВР Коммерс» Дидье Казимиро в интервью «Зеркалу недели» попробовал в очередной раз объяснить позицию компании, хотя не сказал ничего нового. Российским нефтяным холдингам в Украине нужна защита, а взамен они, может быть, начнут инвестировать в свои нефтеперерабатывающие активы адекватные средства.
Зеркало недели: Господин Дидье, исходя из ваших публичных заявлений, ТНК-BP, останавливая Лисичанский НПЗ, уповала на поддержку украинского государства. В частности, вы предлагали увеличить ставки ввозных пошлин на бензин с 5% до 15%, на дизтопливо – с 2% до 10%. Какого эффекта от этих льгот вы ожидаете для возглавляемой вами компании и украинского рынка нефтепродуктов?
Дидье Казимиро: Для понимания ситуации начну с цифр. Прошлый год принес компании ТНК-BP в Украине чистый убыток в размере $23 млн, позапрошлый был еще хуже – минус $68 млн. Сейчас маржа нефтепереработки для внутреннего рынка составляет минус $63 на тонне сырья. То есть мы должны купить нефть, заплатить российскую экспортную пошлину; вложить деньги в техническую поддержку установок завода; обеспечить выплаты зарплаты, а также всех необходимых налогов и платежей; реализовать товары по рыночным ценам, и получить в итоге минус $63 на каждой тонне переработанной нефти, что в годовом исчислении составляет около $300 млн  убытков.
Дело не в особенностях работы Лисичанского НПЗ. Все без исключения украинские нефтеперерабатывающие предприятия декларируют убытки. Один из крупнейших заводов, Кременчугский (ОАО «Укртатнафта»), объявил о чистом убытке в 1,5 млрд грн по итогам 2011 г. и о снижении объемов переработки в этот период почти на 14% – до минимума. Дрогобычский НПЗ получил по итогам года 27,8 млн грн убытков. Появилась официальная информация о том, что этот завод будет закрыт и перепрофилирован в нефтебазу. Надворнянский НПЗ, по данным открытых источников, объявил о сокращении около 400 человек. Информация о планах по запуску Одесского НПЗ пока не подтверждается.
Увеличение ставок, о котором вы говорите – это повышение «потолка» импортных пошлин, дозволенного в рамках ВТО. Переговоры об этом – длительная и сложная, хотя и очень нужная работа. На самом деле, для того чтобы украинская нефтепереработка была хотя бы минимально прибыльной, необходимо уже сейчас ввести импортные пошлины на нефтепродукты в размере €100 на тонне.
Мы говорим также о необходимости других изменений на украинском рынке нефтепродуктов. Наиболее приемлемым вариантом является отмена НДС для нефтепереработки в Украине (не только на ввоз сырья, но и на произведенные нефтепродукты). Кроме того, в ближайшее время Украине необходимо обеспечить полный переход на топливо Евро-4 и отменить старые стандарты. Государство должно обеспечить финансирование контроля качества нефтепродуктов, увеличить штрафы и законодательную ответственность за выпуск и торговлю контрафактной продукцией, усилить противодействие контрабанде топлива в Украину.
ЗН: Не считаете ли вы такое вмешательство государства в работу нефтерынка чрезмерным хотя бы с учетом примера РФ и Беларуси?
Д. Казимиро: Пример РФ и Беларуси, наоборот, показывает, что благодаря вмешательству государства нефтеперерабатывающая отрасль этих стран не только развивается, но и совершает экспансию на соседние рынки. Для России и Беларуси в этом только плюс, для Украины действия правительств этих стран – минус. НПЗ России и Беларуси, благодаря поддержке правительства, имеют те или иные льготы, что дает им возможность модернизироваться и наращивать производство. В то же время украинские заводы, не выдерживая такой неравной конкуренции, не могут продолжать работу. За счет собственных НПЗ Россия и Беларусь имеют возможность удерживать цены на топливо для своих граждан. Тем временем стоимость импортных нефтепродуктов в Украине постоянно повышается. Заводы России и Беларуси обеспечивают тысячи рабочих мест и стабильные налоговые отчисления, что позволяет поддерживать социальную сферу, в то время как наши НПЗ закрываются, что имеет плачевные последствия не только для работников данных НПЗ, но и для украинских потребителей в целом.
ЗН: При этом ТНK-BP, по вашим же словам, намерена до 50% нефтепродуктов, получаемых в результате переработки нефти компании на Мозырском НПЗ, поставлять на украинский рынок. Это выгоднее схемы толлинговой переработки вашей нефти на Лисичанском НПЗ? Почему? Не это ли основная причина остановки Лисичанского НПЗ?
Д. Казимиро: Основная причина приостановки поставок сырья на «ЛИНИК» – убыточность переработки нефти в Украине. Мы уже второй год подряд открыто и последовательно говорим о тяжелом положении украинской нефтепереработки. Компания направляла обращения президенту Украины Виктору Януковичу, премьер-министру Николаю Азарову, министру энергетики Юрию Бойко, вице-премьерам, руководителям министерств и ведомств.
Мы не раз говорили о том, что переработка давальческого сырья является единственной возможностью не закрывать завод в нынешних реалиях, и эта опция зависима от массы факторов. К сожалению, давальческая переработка в сегодняшних условиях экономически неэффективна из-за ввода новых налоговых норм в России и изменений на рынке нефтепродуктов. Мы говорили о том, что будем вынуждены закрыть завод из-за убыточности нефтепереработки в стране, и просили о введении защитных мер со стороны государства, которые вводятся, к примеру, в Европе и США для поддержки стратегической отрасли. К сожалению, в Украине эта стратегическая отрасль долгое время остается без государственной поддержки и помощи.
Вследствие убыточности нефтепереработки, поставки сырья на «ЛИНИК» с 1 марта приостановлены, и на заводе начался внеплановый ремонт. С середины марта мы начали переводить персонал в режим четырехдневной рабочей недели. Последняя установка в нефтеперерабатывающей цепочке – установка гидроочистки дизтоплива – остановилась вечером 15 марта.
В то же время в Украине у нас не только Лисичанский НПЗ, но и крупная сбытовая сеть, ряд контрактов на оптовые поставки. Нам нужно выполнять свои обязательства и обеспечивать собственные АЗС. Приобретать дополнительные объемы в Украине очень сложно, практически все они распределены. Поэтому ТНК-BP становится импортером, по крайней мере, на время ремонтных работ на «ЛИНИКе». Нашим основным поставщиком станет Мозырский НПЗ, также мы можем поставлять некоторые объемы из Литвы и Румынии. Если мы сможем безубыточно производить нефтепродукты на Лисичанском НПЗ – мы будем это делать.
ЗН: Эксперты называют причиной проблемной экономики «ЛИНИКа» отсутствие достаточных инвестиций, в частности в углубление переработки. Почему вы не инвестируете в модернизацию завода? Вы говорите, что сейчас нет смысла. Но ведь и раньше особых вложений не было, хотя до 2005 г. был очень хороший режим – нефть поставляли без НДС, импорта не было, а стоимость приобретения НПЗ более чем доступная. В чем же основная причина? Если боитесь инвестировать в завод, то почему не побоялись полмиллиарда заплатить за заправки?
Д. Казимиро: С момента отмены импортных пошлин в 2005 г. маржа переместилась в розницу. Проще говоря, стало выгоднее продавать нефтепродукты через АЗС, чем производить их. Посмотрите: сейчас сразу несколько иностранных компаний активно рассматривают приобретение заправок в Украине – «Газпром нефть», азербайджанская SOCAR. Украинские нефтетрейдеры также динамично развивают свои сети. Но ни одна компания не заявила о желании приобрести НПЗ.
С чего вы взяли, что «особых вложений» в наш завод не было? Инвестиции ТНК-BP в Лисичанский НПЗ составили более $640 млн. Мы построили шесть новых установок, провели модернизацию существующих. У нас был проект по запуску установки для производства бензинов Евро-5 уже в 2011-2012 гг., и мы начали ее строительство, но потом отложили этот проект, потому что вкладывать деньги в нефтепереработку в нынешнем инвестиционном климате невозможно — нет понимания, когда же компания получит возврат на инвестиции.
Вопрос в том, что сделало государство для того, чтобы инвесторы захотели развивать эту отрасль. Мы откровенно говорим о наших проблемах второй год, но это больше похоже на зов умирающего в пустыне, нежели на конструктивный диалог между стратегической отраслью и правительством.
ЗН: Остановка Лисичанского НПЗ однозначно провоцирует социальное напряжение в этом регионе – многие люди останутся без работы и, соответственно, без зарплат. А любая помощь заводу со стороны правительства Януковича однозначно будет выглядеть как «спасение» по воле президента. Зачем ТНK-BP нужен такой политический подтекст? Или таким способом ваша компания пытается поддержать нынешнюю власть Украины?
Д. Казимиро: Никакого политического подтекста в наших действиях нет – ни с точки зрения поддержки действующей власти, ни с точки зрения взаимоотношений Украины и России. Все просто: завод генерирует убытки, и акционеры вправе задуматься о его будущем. Дотации не могут продолжаться вечно без надежды когда-нибудь вернуть вложенные средства.
Компания давно работает в режиме «антикризисные меры». Ожидание того, что завод вот-вот не сможет свести концы с концами, много месяцев висит над рабочим коллективом. Все это время мы делали все, чтобы сохранить рабочие места. Сейчас люди продолжают работать и получать зарплату, хотя нам и пришлось сократить их рабочее время. Конечно, «ЛИНИК» очень важен для экономики региона. Завод обеспечивает 10% ВВП Луганской области. В 2011-м Лисичанский НПЗ выплатил более 3,2 млрд грн налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Поэтому любые изменения в работе завода – чувствительный вопрос.
Факт остается фактом: «ЛИНИК», самый молодой и технически оснащенный НПЗ в Украине, остановился на внеплановый ремонт на неопределенный срок. Под угрозой тысячи рабочих мест, ущерб бюджету и экономике страны оценивается в сумму около миллиарда долларов. В то же время комментарии экспертов о том, что на рынке нефтепродуктов царит тишь и благодать, и что «отряд не заметит потери бойца», отвлекают от понимания того, что страна может лишиться практически последнего НПЗ.
ЗН: Лисичанский НПЗ перерабатывал давальческую нефть «Нафтогаза Украины». Какой получилась цена нефтепродуктов и какой их объем?
Д. Казимиро: Да, «ЛИНИК» перерабатывал сырье от «Нафтогаза» по давальческой схеме. Произведенные по давальческой схеме нефтепродукты мы отгружаем поставщику нефти. Далее нефтепродукты выставляются на аукцион. Мы не можем комментировать объемы и цены контрагентов, так как это часть их коммерческой политики.
ЗН: Ваш прогноз цен на март-апрель 2012 г. и чем вы его обоснуете?
Д. Казимиро: По нашим прогнозам, в марте рост цен будет составлять примерно 10 копеек на литре топлива в неделю. В этом месяце средний уровень мировых цен на нефть уже превысил $126/барр., что выше февраля на 6%. Рост оптовых цен на бензины в марте составил 5%. Это еще не отразилось на ценах розничного рынка Украины. При этом есть и хорошие новости – рост цен на дизельное топливо в марте замедлился до 2%, это создает предпосылки для более привлекательных цен для сельхозсектора в период посевной кампании.

С увеличением импортных поставок в Украину каждая новая тонна будет заходить по более высоким ценам, что будет способствовать еще большему увеличению цен. По нашим подсчетам, если «ЛИНИК» будет оставаться на ремонте, уже к маю доля импорта нефтепродуктов в Украину вырастет до 80%. Примерно такой же прогноз дают сторонние эксперты. В этих условиях избежать ценовых колебаний в сторону повышения невозможно.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти