Авторизация
Регистрация
минимальная длинна пароля 6 символов
e-mail адрес уже используется или не существует
слишком короткий пароль
выберите отрасль
не верно введены символы с картинки
пользователь с такими учетными данными не существует
Если вы забыли пароль, воспользуйтесь формой восстановления.

Андрей Матвеевский: «Мы контролируем каждый участок нефтепродуктопровода в четырех странах»

Главные новости

На топливном рынке планеты сюрвейер Inspectorate известен не меньше, чем поглотившая ее в 2010 году инспекционная компания «Бюро Веритас». В Украине Inspectorate сегодня ведет проект, который у всех на слуху – нефтепродуктопровод «Прикарпатзападтранс», превратившийся за год в мощнейшую «дизельную» артерию. Сюрвейер контролирует количество и качество дизельного топлива в четырех странах, по территорию которых идет прокачка продукта – России, Беларуси, Украины и Венгрии. Корреспондент Enkorr задал несколько вопросов операционному менеджеру «Инспекторат-Швейцария» Андрею Матвеевскому.

Enkorr: Андрей, в СМИ и на топливном рынке нередко можно встретить заявления об отсутствии действенного контроля за перемещением дизтоплива по нефтепродуктопроводу «Прикарпатзападтранс». Мол, никто не знает, что там и куда качается. Насколько известно, это ваша зона ответственности?

Андрей Матвеевский: Мы работаем в этом проекте с первых дней. Проект очень интересный и во многом уникальный, главным образом необходимостью взаимодействия четырех стран, внутри которых есть точки выгрузки продукта. Таких точек контроля на сегодня семь. В Унечах (Брянская обл. РФ) мы замеряем объем непосредственно в резервуарах в период накопления ресурса, а также после его сдачи в трубу. Количество определяется в резервуаре, затем производится засвидетельствование показателей СИКН (система измерения качества и количества нефтепродуктов), отбираются арбитражные пробы, которые хранятся 90 дней на случай расхождений и т.д.

Следующий пункт – Гомель. Здесь часть груза, опять же под нашим контролем, переваливается в ж/д-вагоны, а остальная часть движется в Украину. В Рудне (Житомирская обл. – граница Белоруссия-Украина – прим. Enkorr) также установлен СИКН. Здесь мы производим освидетельствование показаний счетчика и производим очередной отбор арбитражных проб. Так что говорить о том, что нет никаких счетчиков и контроля абсолютно недопустимо. Далее – Новоград-Волынский, здесь большая часть ДТ выходит на территорию Украины.

Enkorr: В Новограде у вас стандартная процедура или чем-то отличается от других участков?

Андрей Матвеевский: Она расширенная. Помимо стандартных инспекций при сливе топлива в резервуары мы проводим инспекцию качества. Отбираем пробы и тестируем продукт в нашей лаборатории в Киеве с выдачей паспорта качества по полному списку параметров в соответствии с требованиями ДСТУ 7688:2015.

Дальше – Смыга (Ровенская обл. – прим. Enkorr), где снова производится расширенная процедура. Специфика в том, что помимо выхода на внутренний рынок Украины здесь происходит накопление грузовых партий для транспортировки в Венгрию. Сформированные партии подвергаются повторным замерам по мере накопления и по мере прибытия груза непосредственно перед прокачкой в ЕС.

Следующие две точки в Венгрии. Первая в 60 км от границы с приборами учета количества (СИКН), показания которых контролируется «Бюро Веритас Венгрия». Также производится отбор проб, которые в дальнейшем подвергаются тестированию на соответствие требованиям стандарта ЕN-590. В конечной точке слива (Тисауйварош) установлен СИКН и производится контроль количества динамическим методом наряду с косвенным методом статических измерений (объемно-массовый метод определения количества в резервуарах). Все это происходит под контролем «Инспектората» («Бюро Веритас»), как и слив в резервуары.

Enkorr: В Венгрию продукт уходит мимо Дубрыничей (Львовская область), где часть его также попадает на рынок.

Андрей Матвеевский: В настоявший момент отгрузка в сторону Дубриничей происходит из Смыги. Единственное – мы не контролируем выход на Дубриничах, но уход этого ресурса из Смыги – полностью у нас под контролем (определение количества, отбор арбитражных проб), как и выход в Венгрии.

Enkorr: Все знают, что в Украине сверлят не только нефтепродуктопроводы, но и нефтепроводы. По идее расхождения от «входа» к «выходу» должны быть…

Андрей Матвеевский: Потери есть, скрывать это не имеет смысла. Что касается самого трубопровода, то есть такая особенность, как расширение линейной части в связи с тем, что топливо разогревается и соответственно объем его увеличивается. При этом вес находящегося в трубопроводе продукта понижается. Соответственно, при похолодании идет обратный процесс – содержимое трубопровода как бы «ужимается» Потому в зимнее время потери были достаточно тревожные. Сейчас же ситуация обратная. Но пока полный цикл не закончен, я не могу сказать на 100% как этот баланс вышел и находится ли он в пределах, которые определены нашими стандартами (потери при транспортировке, нормы естественной убыли и т.д.). Температурный цикл замкнется в сентябре (именно в сентябре 2016 было закончено заполнение трубопровода до Смыги), и тогда можно будет увидеть полную картину.

Относительно криминальных врезок – это вопрос к оператору трубопровода. У них («Прикарпатзападтранс» – еnkorr) достаточно серьезная система безопасности – идет постоянный контроль давления в магистральном трубопроводе и осуществляется внешний контроль трубопровода охранной организацией. Периодически по трубе запускается «поршень-скребок» со специальным прибором, который сканирует стенки трубопровода на предмет врезок, а также наличие коррозии, повреждений и т.д.

Enkorr: Скажите, хотя бы теоретически можно что-то качнуть налево, в обход вас и таможни?

Андрей Матвеевский: Теоретически, да. Но это сразу же будет видно. Множественный контроль и сопоставление всех цифр, которым мы занимаемся, не позволит это сделать незаметно. По трубе каждый занимается своим участком. Например, российская «Транснефть» занимается своим участком, «Западтранснефтепродукт» (Беларусь) – своим, «Прикарпатзападтранс» – своим и MOL – своим участком. Мы собираем всю информацию, сопоставляем. Если вдруг обнаружатся какие-то невразумительные и необъяснимые колебания, то это узнают все. Имеется в виду владелец груза, все операторы трубопровода на всех его участках, а также таможенные органы, задействованные в контроле транспортировки.

Особенность этого проекта в том, что как минимум три пары глаз наблюдают на каждой точке за проходом груза. Это мы, сдающий и принимающий оператор. И так по каждому сектору. А на границе это уже четыре пары глаз – добавляется таможня. Когда специалисты втроем-вчетвером ходят друг за другом, это позволяет уйти от угрозы человеческого фактора, от генерации элементарной ошибки. Это очень важно. И какой-то сговор здесь представить сложно.

Помимо всех указанных сторон, косвенно в контроле транспортировки принимает также участие европейский (швейцарский) банк, финансово поддерживающий этот проект. Ежедневно банк получает от «Инспектората» («Бюро Веритас») сводки, в которых отражено количество на терминалах и прокачанное количество от начальной до конечной точки. В любой момент в случае возникновения малейшего сомнения в правдивости поданной информации банк может направить супервайзера для проверки подлинности данных. Таким образом, имеется еще один орган контроля, повышающий уровень ответственности каждого фигуранта.

Enkorr: За время вашей работы были какие-то отклонения по качеству?

Андрей Матвеевский: Не было. Единственное – периодически производятся ремонтные, профилактические и очистные работы в самом трубопроводе, следствием которых являются появление механических примесей. Соответственно этот груз потом отстаивается, доводится до требуемого состояния. Опять же – все под нашим контролем (отбор проб, проверка качества в лаборатории «Инспектората»). Однозначно груз из терминала выходит только кондиционный, только Евро-5, соответствующий требованиям ДСТУ 7688:2015 и ЕN-590.

Enkorr: А что вам известно о судьбе технологического дизельного топлива стандарта Евро-3, вытесненного из участка от Новоград-Волынского до госграницы в Закарпатье?

Андрей Матвеевский: Из этого участка в направлении Венгрии было выкачано (вышло в Венгрии) 85,5 тыс. тонн дизельного топлива, скажем так, не отвечающего стандарту Евро-5. На разных стадиях качество продукта менялось, в том числе из-за смешения с Евро-5, которым это топливо вытеснялось их трубопровода. Поставка всего объема подтверждена актами приема венгерским MOL, заверенными представителями «Прикарпатзападтранса» и Бюро Веритас Венгрия.

Беседовал Игорь Филипповский

 

Авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарий
e-mail адрес уже используется или не существует
слишком короткий пароль
выберите отрасль
не верно введены символы с картинки
пользователь с такими учетными данными не существует
 
EnKorr, 2008-2017. При перепечатке материалов сайта гиперссылка на enkorr.com.ua обязательна. Все материалы, размещенные на enkorr.com.ua со ссылкой на ИА “Интерфакс-Украина”, не подлежат дальнейшему распространению, кроме как с письменного разрешения ИА.