У початок
Анатолий Семинога: Развитию сети «Рось» препятствует политика

Анатолий Семинога: Развитию сети «Рось» препятствует политика

Топ-темой минувшей недели стал обыск сотрудниками СБУ офиса компании «Рось-1», эксплуатирующей сеть АЗС в столичном регионе. Напомним, 29 сентября сотрудники спецслужбы взломали дверь в помещение и провели изъятие документации нефтетрейдера. Свои действия представители спецслужбы пояснили расследованием уголовного дела о присвоении 4 млн грн. коммунального предприятия «Киевский городской центр занятости».
По информации СБУ, данные средства были перечислены ряду частных предприятий и в конечном итоге «осели» на счетах «Рось-1».
Скандал сразу же обрел политический окрас ввиду того, что учредителем «Рось-1» является народный депутат от БЮТ Анатолий Семинога, а директором компании – его брат, депутат Киевсовета Владимир Семинога. До недавнего времени нардеп-бютовец практически не выступал от имени «Роси», очевидно, памятуя о принципе отделения власти от бизнеса. Тем не менее, в возникшей ситуации А. Семинога согласился изложить OilNews свою версию произошедших событий, а также рассказать о развитии сети  «Рось» и своем видении ситуации на рынке нефтепродуктов.

Анатолий Иванович, в каких условиях на сегодняшний день работает «Рось-1»?
В результате обысков компании нанесен, в первую очередь, моральный ущерб: без сомнения, произошедшие события ударили по нашей деловой репутации. Также нанесен и материальный ущерб: сотрудники СБУ выгребли и вынесли всю оргтехнику, забрали всю документацию. Что там они хотят найти – не понимаю. Это обычная техника с обычными программами…
Сегодня мы уже сумели восстановить работу компании: счета выписываются вручную, восстановлены некоторые компьютерные системы. Думаю, на этой неделе полностью восстановим работу, и компания будет нормально функционировать.

Какова причина обыска, проведенного СБУ? Действительно ли на счета «Рось-1» были незаконно перечислены средства центра занятости?
Я считаю, что действия СБУ – это давление на меня, как на политика, стремление таким образом изменить мое отношение к нынешней власти. Другие причины я исключаю: у «Роси» не было каких-либо проблем коммерческого или финансового плана. Компания работает на рынке нефтепродуктов более 15 лет, имеет огромное количество клиентов, отношения со многими поставщиками топлива.
Могу сказать одно: СБУ пыталась подобраться к нам и раньше. Она отправляла письма в разные госорганы с просьбами проверить нашу деятельность, у нее якобы была оперативная информация о том, что мы занимаемся какой-то нелегальной деятельностью. И заметьте, данные госорганы провели проверки по направленным письмам, но ничего обнаружено не было.
Конечно, как депутат, я буду реагировать на сложившуюся ситуацию соответствующим образом, буду направлять обращения в различные инстанции. Нельзя оставлять этот беспредел просто так. Нам нужно научить власть считаться с бизнесом, потому что бизнес – это двигатель украинской экономики.

Тем не менее, какую роль, согласно уголовному делу, «Рось-1» играла в отчуждении госсредств?
Постановление о возбуждении уголовного дела не касается нашей фирмы: в Киевском городском центре занятости отчуждалось какое-то имущество. В чью пользу – никто не говорит.
Да, у нас были с этим центром коммерческие отношения. Это учреждение, как и многие другие государственные структуры, закупало у нас бензин на 10 тыс. грн ежемесячно для заправки своих автомобилей. Но какое отношение к отчуждению имущества может иметь компания, которая занимается нефтепродуктами?

То есть, каких-то неурегулированных финансовых вопросов между «Рось-1» и центром занятости не было?
10 тысяч – это не критическая сумма. Заплатили – получили топливо: какие тут могут быть недоразумения? Кроме того, если даже у СБУ были вопросы по этому центру, почему не поступить цивилизованно: направить в «Рось» запрос о предоставлении такой-то информации в 10-дневный срок. И мы бы ответили! Чтобы получить информацию, не надо было врываться в офис. А то, что делали эсбэушники – это попытка препятствовать работе компании. Я расцениваю действия СБУ именно так.

Автозаправочная сеть «Рось», работая в столичном регионе, наверняка является привлекательным активом для конкурентов. Может, кто-то хочет вас склонить к продаже сети?
Конечно, наша сеть интересна многим компаниям, и к нам не раз обращались по поводу продажи – и один, и два, и три года назад. Но в последнее время таких предложений не поступало. А если и поступали, то от тех компаний, которые мы знаем, с которыми много лет работаем. Предложений от каких-то посторонних компаний не было. Поэтому я все-таки связываю возникший скандал со своей политической деятельностью.

Вы рассматриваете вариант продажи бизнеса? И сколько может стоит ваша компания?
Пока мы не рассматривали этот вопрос… Касательно цены – такие тонкости, наверное, нужно спрашивать у людей, которые занимаются управлением компанией. Я основал компанию в 1992 или 1993 г. и уже лет десять занимаюсь политикой, то есть, отошел от этого дела. В конфликте принял участие только потому, что мне позвонили и сказали, что творится беспредел, людям не дают возможности покинуть помещение. И я, пользуясь своим статусом, просто попытался защитить сотрудников фирмы.

И все-таки, что на сегодняшний день представляет собой бизнес «Роси-1»?
Это полноценная сеть автозаправочных станций (11 объектов. – OilNews), нефтебаза, у нас есть хорошие связи, наработки… Мы уже много лет работаем с Мажейкяйским и Мозырским НПЗ, с нашими украинскими заводами. У нас серьезная репутация: «Рось-1» обслуживала в свое время и Кабинет министров, и Генеральную прокуратуру и другие госструктуры.

Кстати, «Рось-1» часто выигрывает тендеры госструктур на закупки нефтепродуктов. В частности, компания становилась победителем практически всех конкурсов подразделений того же СБУ. В чем ваш секрет?
У «Роси» есть определенная история работы. Мы организовывали фирму, когда в Киеве был серьезный дефицит бензина. Помню, тогдашний мэр столицы Иван Салий собрал нас, предпринимателей, и сказал: «Уважаемые, везите топливо в столицу, откуда можете. Стройте заправочные станции, где считаете необходимым. Мы должны срочно спасти город от бензинового голода». Мы начали работать, делая главный упор на качество топлива. В течение многих лет мы дорожили своей репутацию и, таким образом, наработали базу клиентов. Наши менеджеры хорошо работают, встречаются с клиентами, «Рось» принимает участие в тендерах… Да, во многих конкурсах мы выигрываем, опять-таки, благодаря тому, что предлагаем качественное топливо по хорошей цене.

Как планирует развиваться в дальнейшем сеть «Рось»?
К сожалению, сеть активно развивалась, строились новые заправки, когда я занимался бизнесом, а не политикой. За последние 8 лет, пока я работаю депутатом Верховной Рады (а в основном мы работаем в оппозиции – то к Черновецкому, то к Кабмину), «Рось» практически не построила не одной новой станции. Да, были планы по строительству еще пары АЗС на земельных участках, которые были куплены много лет назад… Но пока интенсивного строительства нет. Надеемся, что придет время, ситуация улучшится…

С чем связан такой «застой» в развитии «Роси-1»? Бизнес компании стал менее выгодным?
Он и сейчас выгоден, есть куда развиваться. Но, во-первых, нет поддержки со стороны власти для расширения этого бизнеса. Во-вторых, наверное, конкуренция стала более серьезной. Но самое главное, развитию «Роси» препятствует политическая деятельность. Если бы я не был политиком, а лично занимался этим бизнесом, то мы, конечно, могли бы значительно расширить эту сеть. В 1990-х гг. «Рось» была наибольшей сетью в столице, а потом появились другие, такие как «КЛО» и т.д., которые строились и развивались намного быстрее…

Какие, на ваш взгляд, основные проблемы рынка нефтепродуктов на сегодняшний день? Например, как вы относитесь к проблеме безналогового импорта топлива в Украину?
Рынок нефтепродуктов, на мой взгляд, развивается неплохо. Главное, что есть конкуренция, и эта конкуренция способствует движению вперед. Но, как мне кажется, есть одна проблема: к сожалению, нефтетрейдеры не объединены общей идеей, не создано профильной ассоциации (А. Семинога оставил без внимания ассоциацию «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины». – OilNews), нет определенного лоббизма интересов нефтяного бизнеса в той же Верховной Раде. И потому возникла ситуация, когда кто-то из нефтетрейдеров «пробил» себе право заводить нефтепродукты без уплаты акциза. Поработал такой деятель месяц-два-три, нагреб себе денег, обвалил рынок…
Сегодня украинские НПЗ не способны обеспечить внутренний спрос на топливо, поэтому есть потребность в импортных нефтепродуктах. Но создаются препятствия для импорта, вводятся дополнительные налоги, и мы опять «садимся» на потребление отечественной продукции далеко не того качества, которое должно быть.
Если мы хотим иметь здоровый рынок, нужно объединяться и проталкивать в Верховной Раде, в Кабмине решения, которые позволят нормально работать. Нужно помнить, что одним росчерком пера нефтебизнес можно как уничтожить, так и дать ему возможность развиваться.

И все же, обговариваются ли в Верховной Раде какие-то законодательные меры, которые воспрепятствуют безналоговому импорту нефтепродуктов в Украину?
Пока что не видел в Верховной Раде таких законопроектов, чтобы их кто-то лоббировал…
Скажу по повышению акциза на нефтепродукты, которое предусмотрено проектом Налогового кодекса. Включение транспортного сбора в состав акциза – эта мировая практика. И это, действительно, более справедливая система: люди, которые больше ездят на автомобилях, будут платить больше. Те, кто ездят редко, – будут платить меньше. Но я боюсь, как бы в нашем государстве хорошая инициатива не превратилась в «медвежью услугу» и для украинских граждан, и для нефтетрейдеров. Посмотрим, какой будет окончательная редакция документа… Но мы должны понимать, что в любом случае цены на топливо вырастут.

Кстати, касательно стоимости нефтепродуктов. Как вы считаете, справедливо ли на сегодняшний день ценообразование на украинском рынке? Требует ли оно вмешательства со стороны государства?
Думаю, украинские цены на топливо соответствуют общемировым тенденциям. Например, в Польше нефть стоит приблизительно столько же, а бензин там дороже, чем в Украине.
Но мне не нравится сам механизм ценообразования на украинском рынке. Например, часто оптовая цена на топливо поднимается, потому что какой-то НПЗ остановился и не хватает топлива на внутреннем рынке.
По-моему, цена на бензин должна зависеть только от стоимости нефти на мировом рынке. А чтобы стоимость топлива не «прыгала», в цивилизованных странах власть принимает участие в ее регулировании. Например, когда цена на бензин поднимается, из госрезерва на рынок выбрасываются нефтепродукты, и цена стабилизируется. Падает цена – топливо скупается. У нас, к сожалению, такого регулирования нет. Есть только Антимонопольный комитет, который в случае повышения цен автозаправочными сетями бьет кулаком по столу…
Мне кажется, что в Украине нужно внедрить такую систему, чтобы цены на нефтепродукты зависели от мировых цен на нефть, а не от настроений участников рынка или власти. Есть мировая практика формирования цен, и она должна работать в нашей стране.
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти