Авторизация
Регистрация
минимальная длинна пароля 6 символов
e-mail адрес уже используется или не существует
слишком короткий пароль
выберите отрасль
не верно введены символы с картинки
пользователь с такими учетными данными не существует
Если вы забыли пароль, воспользуйтесь формой восстановления.

Зачем дноуглубление в порту «Южный»

Райвис Вецкаганс, руководитель АМПУ - 20 июля, 16:30
Скачать в PDF Отправить ссылку
Главные новости

Сегодня АМПУ (Администрация морских портов Украины) реализует в порту "Южный" три масштабных инфраструктурных проекта.

Это впечатляющие кейсы – как по стоимости, так и по важности для акватории, да и для инфраструктуры страны в целом. В чем их значимость? Каковы их характеристики, а главное, какие бенефиты в их результате получит государство и украинский бизнес? Этот блог – попытка максимально доступно рассказать о сугубо отраслевой теме - дноуглубительных работах в Южном.

О проектах

Все три - независимые друг от друга проекты по увеличению глубин. Первый — это создание маневровых зон и операционной акватории в районе причалов №23-25 с глубиной 16 м для запуска одного из крупнейших в Украине зерноперегрузочных комплексов, строительство которого ведет компания "М.В. Карго" для Cargill.  Второй проект — это расширение морского подходного канала со 140 метров до 230 метров, внутреннего канала с 140 метров до 210 метров и увеличение их глубины до 20 метров, а также дноуглубительные работы на операционной акватории причалов №№ 5- 6. Третий проект — это подчистка дна от наносов на внутренней акватории в районе причалов №№ 2-4, 7-9, 16, 17, ЗН, 38 и на внутреннем подходном канале. Первые два проекта – капитальное дноуглубление, третий — эксплуатационное. Капитальные работы предусматривают изменение действующих паспортных глубин и расширение подходных каналов, операционных акваторий; выполняются в рамках развития портов и нацелены на долгосрочные, стратегические проекты. Эксплуатационное дноуглубление проводится для поддержания действующих паспортных глубин и обеспечения безопасности судоходства, осуществляется для подчистки судовых ходов или удаления наносов ила. Проще говоря, все эти сложно описанные проекты по сути – инвестиции в море, чтоб порты работали стабильно и прибыльно.

О выборе

Почему все три – в Южном? Не в Одессе, не в Черноморске, не в Мариуполе? Все просто. Южный — это морской порт номер один в Украине по целому ряду показателей: самый глубоководный и динамичный по реализации проектов, судоходный круглый год и лидер по объему переработки грузов (около 30% всех грузов идет через Южный). Стать лидером и в развитии инфраструктуры ему, как говорится, сам бог велел. К тому же, именно "Южный" обеспечивает 25% дохода всего бюджета АМПУ. Поэтому и не удивительно, что дноуглубительные проекты АМПУ направлены на то, чтобы укрепить статус Южного как самого глубоководного порта в Азово-Черноморском бассейне и нарастить его мощности. 

О беспрецедентности

Все эти три проекта – дебютные для новой команды АМПУ, которая заступила в конце января этого года. И все, что делается нами по проектам, во многом происходило в отрасли впервые. Без лишней скромности – впервые все формальные процедуры и тендеры прошли с высочайшим уровнем прозрачности. Впервые для АМПУ подрядчики были определены в ходе проведения международных аукционов в системе ProZorro. Впервые к торгам были допущены пять ключевых международных дноуглубительных компаний. В результате цивилизованной конкуренции выиграли все — АМПУ, которая смогла получить экономию от 10 до 30% или около 400 млн грн, и бизнес, который благодаря заключенным контрактам впервые вышел на украинский рынок. Всего АМПУ инвестирует в эти три проекта 1,7 млрд грн.

Уникальность проектов в том, что они не только направлены на поддержание мощностей порта, но и на их увеличение. Это перспективное направление, которое созвучно с общими тенденциями — увеличением объемов грузопотока в портах (+17% в мае 2017 года), импортом угля для обеспечения энергетической независимости страны. Рассчитываем, что данные проекты покажут свою окупаемость уже в краткосрочной перспективе, через несколько лет, хотя и десять лет, по мировым меркам, вполне допустимый срок.

О выгоде

По предварительным расчётам, реализация только одного – первого проекта даст около $16 млн в год дополнительных платежей в бюджеты всех уровней и обеспечит дополнительных $9,2 млн в год в виде портовых сборов.

Второй проект реализуется в Южном уже не первый год, соглашение 2017-го – один из его этапов. Проведение дноуглубления у причалов №5 и 6 позволило значительно увеличить грузооборот порта, достигнув отметки в 14,7 млн тонн, а также открылось окно возможностей и для других стивидоров. Как следствие, значительно выросли суммы портовых сборов - плюс $14,6 млн. Дноуглубление позволило отменить ранее действующую скидку на портовые сборы на этих причалах, поэтому работы быстро окупились. Изначально прогнозировалось, что госинвестиции в проект окупятся за 10 лет, но этого удалось достичь быстрее — менее чем за три года. Отмена этих скидок при обработке грузов на глубоководных причалах порта дала плюс $32,7 млн к окупаемости проекта. Именно через эти причалы идет импорт угля для прохождения будущего отопительного сезона. Благодаря ранее проведенному дноуглублению, этот район имеет уникальные пропускные способности — порт может принимать крупнотоннажные суда и загружать их у причала.

Капитальное дноуглубление — это работа на перспективу по стратегическим направлениям, но это не значит, что в "Южном" не должно проводиться еще и эксплуатационное дноуглубление. Нормативные требования по обеспечению глубин и соблюдению безопасности движения судов требуют следить за акваториями в режиме нон-стоп. Это как регулярное прохождение ТО машины. В том же Южном у причалов №№ 2-4, 7-9, 16,17, 3Н и 38 переваливается карбамид и аммиак, метанол и универсальные грузы, нефть и зерно, песок, генеральные грузы, минеральные удобрения, здесь работают крупнейшие стивидоры, экспортеры и импортеры – государственные, частные. И без так называемого "ремчерпания" портовый бизнес нормально работать не сможет.

И снова о пользе

Задача АМПУ – аккумулировать средства от портовых сборов и другой деятельности для инвестирования в развитие портов. Как же мы решаем очерёдность реализации проектов? Все зависит от степени эффективности их окупаемости и официального статуса готовности к исполнению. К примеру, инвестиции в порт "Южный" именно такими и являются. Да, осадка у причалов порта позволит судам с бОльшим дедвейтом привлекать новые и дополнительные грузовые потоки, увеличить прибыль АМПУ, государственных и частных стивидоров. Но Южный стал для нас и примером возвратности и окупаемости инвестиций. Несмотря на внешне значительный объём вложений АМПУ в порт Южный - в сумме 1,7 млрд грн в течение ближайших двух лет, доходы этого филиала от портовых сборов только за прошлый год составили 1,24 млрд грн. В результате реализации всех проектов, в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе до 2038 года будет достигнут грузооборот порта в объёме 120 млн. тонн навалочных грузов, создано 3450 новых рабочих мест, построено 5,8 км причального фронта, а дополнительный доход от портовых сборов составит $180 млн в год.

Понимаю, тем кто не в отрасли, эти цифры, пусть и красивые, многого не скажут. Но за этими цифрами выгода для бизнеса и государства в первую очередь. Очевидно, что львиная доля заработанного пойдет в бюджеты всех уровней, а оттуда – на нужды простых украинцев. Думаю, таким образом, вопросы о целесообразности госинвестиций в дноуглубление отпадают. "Южный" запустили. На очереди – Черноморск.

Новое Время
Авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарий
e-mail адрес уже используется или не существует
слишком короткий пароль
выберите отрасль
не верно введены символы с картинки
пользователь с такими учетными данными не существует
 
EnKorr, 2008-2017. При перепечатке материалов сайта гиперссылка на enkorr.com.ua обязательна. Все материалы, размещенные на enkorr.com.ua со ссылкой на ИА “Интерфакс-Украина”, не подлежат дальнейшему распространению, кроме как с письменного разрешения ИА.