У початок

Украине следует двигаться по европейскому пути развития нефтепереработки

29 января Минэкономразвития объявило о начале спецрасследования относительно импорта нефтепродуктов в Украину, инициированного украинскими НПЗ. Поскольку Румыния, как экспортер нефтепродуктов, также стала участником расследования, хочу поделиться своим видением этой ситуации. В частности проанализировать, являются ли НПЗ Евросоюза угрозой для развития украинской нефтеперерабатывающей отрасли или нет. Сделать это несложно, так как экономика переработки, логистика поставок и ценообразование мне известны, и они на 100% прозрачны и понятны.
Первый вопрос: какие европейские НПЗ поставляют нефтепродукты в Украину? Это, прежде всего, Orlen Lietuva (Литва), Orlen Plock (Польша), «Петромидия» («Ромпетрол», Румыния), Petrotel Lukoil (Румыния), НПЗ Petrobrazi Petrom OMV (Румыния), «Бургас Нафтохим» («Лукойл», Болгария) и НПЗ MOL Duna (Венгрия). В структуре потребления нефтепродуктов Украины все эти семь заводов в 2010 г. заняли всего 11,8%.
Второе: какие продукты поставляют данные заводы в Украину? Это в подавляющем объеме бензин А-95 стандарта Евро-5. Иными словами марка, которая в Украине не производится! Получается, что в случае введения импортных пошлин страну «защитят» от того, что в ней не производится.
Вернемся к экономике переработки и логистике поставок европейских нефтепродуктов. Не секрет, что НПЗ в Европе работают с минимальной маржей, и в ближайшее время мы увидим отчеты НПЗ с отрицательными финансовыми результатами за 2010 год. При этом логистика поставок нефти на заводы Восточной Европы более затратная, чем в Украину, а тарифы на доставку нефтепродуктов из этих стран в Украину составляют от $30 до $60/т. Следовательно, нефтепродукты из ЕС значительно дороже украинских, но благодаря своим качественным характеристикам и свободному выбору потребителя европейские продукты смогли занять эти 11,8% рынка. Чем европейские НПЗ могут угрожать украинской нефтепереработке?
В плане развития нефтепереработки опыт Румынии очень показателен. Скажу больше, нынешняя ситуация в Украине напоминает румынскую 10-15-летней давности. В начале 1990-х гг. в Румынии работали 11 крупных и малых НПЗ суммарной мощностью около 34 млн т нефти в год, что более чем вдвое превышало внутренние потребности страны. Часть заводов производили низкопробные нефтепродукты, растекавшиеся по всему Средиземноморскому региону. Рынок во многих аспектах  напоминал украинский еще и тем, что буквально кишел различными схемами оптимизации платежей по акцизам путем изменения номенклатурных кодов нефтепродуктов, нелегального производства, ряд «приближенных» фирм и НПЗ имели налоговые преференции…
Отрасль начала оживать лишь только после того, как на рынке были установлены прозрачные, равные правила игры, а толчком для нового витка развития отрасли стало заявление в конце 2003 г. о присоединении Румынии к ЕС в 2007 г. И никакой защиты внутреннего рынка пошлинами или другими инструментами не было.
Сегодня в стране работают три крупных НПЗ: принадлежащий нашей компании завод «Петромидия», «лукойловский» в Плоешти и контролируемый OMV завод «Петробразь». Устоял и один малый НПЗ «Вега» в Плоешти, принадлежащий также Ромпетрол. Остальные находятся в процедуре банкротства или законсервированы.
Отсюда два вывода. Первый: серьезные инвесторы способны выстроить свои производства без каких-либо преференций. Второе: задачей государства является не установление заградительных мер, а создание равных, прозрачных и стабильных правил игры.
И в заключение хотел бы прокомментировать блуждающий по СМИ тезис о неуплате импортерами налогов либо о низкой налоговой нагрузке по сравнению с НПЗ. Это мнение усилилось после «ударной» работы Ливелы этой осенью. Приведу в пример нашу компанию, которая, импортируя немногим более 1% от общего годового потребления светлых нефтепродуктов Украины, перечислила в госбюджет около 150 млн грн НДС и около 130 млн грн акцизного сбора. К сожалению, я не владею информацией о суммах налогов, уплаченных отраслью в целом, но если «нашу» цифру помножить на сто, получилось бы 28 млрд грн, и это только НДС и акцизов от светлых нефтепродуктов. У меня есть большие сомнения, что бюджет получает такие суммы от этой отрасли.
Поэтому давайте подходить к вопросу регулирования рынка нефтепродуктов с максимальной внимательностью, выслушивая аргументы всех сторон, и с пониманием того, что только конкуренция и равные условия позволят по-настоящему помочь этому рынку. А пошлина на импорт лишь заморозит существующие проблемы нефтеперерабатывающей отрасли, а некоторые из них (контрабанду, безналоговый импорт и нелегальное производство) даже усугубит.
Владислав Руснак, генеральный директор ООО «Ромпетрол-Украина»
 
Справка OilNews
ООО «Ромпетрол Украина» с сентября 2006 г. представляет в Украине интересы The Rompetrol Group N.V. – мультинациональной нефтяной компании, владеющей более 1 100 АЗС в Румынии, Франции, Испании, Болгарии, Грузии и Молдавии. Компания поставляет по морю бензин А-95 производства завода Petromidia (г. Констанца, Румыния), входящего в состав Rompetrol, с перевалкой в портах Феодосии, Измаила, Херсона и Запорожья.
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти