У початок

Репутация или прибыль?


Сергей Михайлик, директор компании "Автотранс"

Как бы ни критиковали темпы борьбы с коррупцией нынешней власти, для меня как предпринимателя они выглядят колоссальными. Уже сегодня сделано  немало шагов для наполнения местных бюджетов, для нормализации ситуации с госзакупками, а значит, и для улучшения условий работы бизнеса. Другое дело, что инициативы Киева с трудом доходят до своих адресатов на уровне регионов, где всеми путями пытаются сберечь «хлебные» места. Впрочем, большинство схем не были бы успешными без участия второй стороны – бизнеса. Сохраняющиеся возможности распила бюджетных средств ставят предпринимателей перед выбором: сохранить лицо или заработать больше.

Например, лично я считаю, что система госзакупок ProZorro– революционный шаг по искоренению коррупции, особенно в регионах. Имея здоровый скепсис, мы удивились, когда выиграли несколько тендеров на поставку топлива государственным ведомствам дешевле, чем они закупали раньше. Впрочем, удивляться пришлось недолго – результаты тендера заказчик оперативно разорвал, а в новом конкурсе победила компания, предложившая топливо на 2 грн/л дороже. Другой вариант – блестяще выиграть тендер с заниженной ценой, а после победы в несколько этапов поднять по 10% цену до нужного уровня.

Значит, как чиновника, так и поставщика устраивает то, что очередной ремонт в детской больнице отложен на неопределенный период.

Больная тема – розничный акциз на нефтепродукты. Скоро полтора года как центральная власть дала регионам возможность хоть как-то залатать дыры в бюджете – собирайте! Но нет!

По своей природе это очень правильный налог. Да, система его начисления не совершенна, нужно ее обсуждать, выходить с законодательной инициативой, искать единомышленников и менять ситуацию. А по факту выходит, что платить налог – моветон. Например, в Полтавской области по большому счету розничный акциз с продаж топлива в полном объеме кроме «Автотранса» платят единицы. «Принято такое решение по компании», – говорит менеджер предприятия-партнера, которое в рамках межэмитентного обмена талонами присылает ведомость на компенсацию без акциза.

Это рынок с максимальным уровнем конкуренции, и отсутствие тут одинаковых правил сразу же искажает всю картину. Благое намерение – наполнение местных бюджетов – обернулось мощной дестабилизацией конкурентной среды. И снова выбор: либо платить и торговать в минус, либо уклоняться и что-то зарабатывать.

Налоговики не могут повлиять?  Могут, но только региональные. Причем оценить сумму потерь нетрудно – литраж проданного топлива ГФС известен. И я задавал им этот вопрос, но вразумительного ответа не получил.

То же с местными властями, которые первые заинтересованы в полной уплате этого налога. И там тоже нет ответа. То есть вопрос снова остается нерешенным на местном уровне. Очевидно, что налог нужно реформировать, однако этот вопрос волнует единицы операторов. Другим проще его не платить и оставаться в равных условиях с себе подобными.

Я думаю, на топливный рынок уже никогда не вернутся заработки, которые были 5-6 лет назад. Сегодня конкуренция за каждую копейку куда выше. Поэтому при таком уровне государственного контроля уплата налогов, наполнение бюджетов воюющей страны, прозрачное участие в госзакупках – это прежде всего вопрос чести.

Немного утрируя, можно сказать, что борьба на рынке нефтепродуктов, к сожалению для потребителя, переместилась из плоскости качества топлива, чистоты туалетов и уровня обслуживания клиента в плоскость поиска лазеек в тендерах и мастерства игры в «кошки-мышки» с государством. В «мутной воде» поймать большую рыбу проще, тут и спорить нечего. И сохранить репутацию в такой ситуации может не каждый.

Я искренне верю, что у нашей страны большое будущее, но построить его мы можем только совместными усилиями. На самом деле для этого нужно не так много – всего лишь оставаться добросовестным человеком.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти