Авторизация
Регистрация
минимальная длинна пароля 6 символов
e-mail адрес уже используется или не существует
слишком короткий пароль
выберите отрасль
не верно введены символы с картинки
пользователь с такими учетными данными не существует
Если вы забыли пароль, воспользуйтесь формой восстановления.

Размышления на руинах «ЛИНИКа»

Главные новости

В свое время автор реприз замечательного сатирика А. Райкина, наш соотечественник, описывал жизненный путь предприимчивого человека приблизительно так: ведомственный детсад – школа с математическим уклоном – золотая медаль – консерватория – красный диплом – курсы повышения квалификации – заведующий овощной базой – суд – тюрьма. Затем следовало несколько вариаций развития сюжета с неизменным промежутком жизненного пути –  «консерватория» и с абсолютно идентичной концовкой-апофеозом – «суд – тюрьма».

– Может, в консерватории что-то напутали? – вопрошает автор…
Не заметили сходства? Тогда позволю себе сформулировать аналогию с нашими промышленными объектами стратегического назначения: перестройка – провозглашение независимости – приватизация – переход предприятий в руки иностранных компаний – подъем уровня производства – умышленное банкротство – крах – безработица. Ключевыми этапами здесь являются слова «приватизация» и «крах – безработица».
Ту же хронологию можно описать, говоря о жизненном пути наших государственных чиновников, от которых и зависел сам алгоритм процесса перехода на рыночные отношения, с различными сценариями, но с неизменным финалом. Ключевыми словами будут райком комсомола – политик – фонд госимущества – коррупция – оценка предприятий – инвестиционные обязательства – приватизация. Одинаковой же останется  лишь концовка крах – безработица, к сожалению. Очень, согласитесь, не хватает здесь классического окончания «суд–тюрьма». Ой, как не хватает… Что же и где напутано в этом случае, как мне кажется, уже не важно.
Во всяком случае – для рядового гражданина независимого государства, который и вынужден теперь оплачивать из своего кармана все судорожные инициативы тех же чиновников, благодаря попустительству (или злому умыслу?!) которых и возникла эта ситуация в нефтепереребатывающей отрасли.
Уже давно никого не удивляет, что даже предприятия-флагманы промышленности и экономики почившего в бозе СССР в независимой Украине постепенно стали зарастать чертополохом, а уникальные специалисты многих отраслей очутились за прилавками «блошиных» рынков. Мы не будем сейчас перечислять все эти предприятия, так как это занятие столь же трудоемкое, сколь и болезненное. И еще можно понять упадок предприятий, продукция которых оказалась ненужной или не конкурентоспособной, однако удивляет, что таковой стала  продукция нефтеперерабатывающей отрасли, деятельность которой обеспечивает энергетическую безопасность страны. Приватизация нефтеперерабатывающих предприятий, в том числе, проводилась и через сомнительную (если и вовсе – не преступную) схему «отоваривания» ничего не стоящих, так называемых «приватизационных инвестиционных сертификатов» граждан. Не вникая в тонкости этого процесса, можем лишь констатировать, что наши стратегические в недалеком прошлом предприятия достались нынешним владельцам по цене металлолома. Покупался, тем не менее, не металлолом, а действующее на то время высокотехнологическое оборудование со всей инфраструктурой. Инвестиционные обязательства новых владельцев при этом были выписаны таким образом, что уже через несколько лет государство полностью потеряло контроль над отраслью. Кто отвечал за составление этих инвестиционных обязательств – пусть разберутся компетентные органы, нам же остается только недоумевать по этому поводу… Вместо своевременного переоборудования новые владельцы украинских НПЗ «выжимали» из них все возможное, а их так называемые «инвестиции» ограничивались лишь затратами на текущий ремонт для поддержания их работоспособности. Стоит ли говорить, что окупились эти предприятия очень скоро и неоднократно? В Европе и СНГ в это время была проведена серьезная модернизация нефтеперерабатывающих производств, потребовавшая колоссальных средств. На подобные траты владельцы украинских НПЗ, по понятным причинам, шли крайне неохотно, зато охотно оплачивали государственным чиновникам лоббирование всевозможных льгот и преференций для себя, все более углубляя различные схемы «оптимизации налогообложения». Таким образом, государственный бюджет получал сущий мизер от работы этих НПЗ, а граждане были вынуждены платить почти европейскую цену за «африканское» качество их продукции. В это время олигархи-владельцы украинских НПЗ успешно продвигались в рейтинге «Форбс». Каждому свое, как гласила надпись над воротами самого мрачного учреждения новейшей истории. Шли годы. Экономическая политика основного поставщика сырой нефти для Украины была переориентирована на создание прибавочной стоимости у себя в стране, и, мало-помалу, приоритет сместился с поставок сырья на поставки готовых нефтепродуктов. В России, например, сумели создать условия, при которых частные владельцы НПЗ вынуждены были инвестировать в модернизацию своих производств суммы, соизмеримые с госбюджетом независимой Украины. Но не только частные владельцы и не только в России. Например, в модернизацию НПЗ в белорусском Мозыре государство инвестировало намного больше, чем владельцы всех украинских НПЗ вместе взятые за все годы независимости. Очевидно, что технически отсталые украинские НПЗ (с глубиной переработки нефти в 67% против 92% на НПЗ сопредельных государств) попросту перестали быть конкурентоспособными – ведь разница в выходе светлых нефтепродуктов, по сравнению с белорусскими, российскими, не говоря уже о европейских, заводами, составила минимум 25%. А в этом году экономическое положение еще более обострили запредельные мировые цены на нефть. Работа наших НПЗ стала попросту убыточной. О качестве нефтепродуктов даже говорить не хочется: модернизированные предприятия братских республик уже выпускают нефтепродукты качества Евро-5, украинские же – и до Евро-3 не дотягивают по большинству показателей. Справедливости ради следует отметить, что даже последний весомый аргумент в пользу необходимости модернизации отечественных НПЗ – новый стандарт на моторные топлива, с 2007 г. не действует в стране, так как силами профильного министерства хронически продлеваются стандарты прошлого тысячелетия. Зачем же вкладывать сотни миллионов долларов в модернизацию, когда и эта продукция востребована, справедливо полагаю владельцы НПЗ. Есть, тем не менее, проблема в ценообразовании на эту продукцию, уровень которой сдерживают цены на импортируемые нефтепродукты, а резкий рост цен на нефть ставит на грань рентабельности их производство из-за низкой глубины переработки. Простейшим выходом из сложившейся ситуации те же владельцы НПЗ считают, как ни странно, не срочную модернизацию производств,  а иные мероприятия, причем исключительно за счет госбюджета и простых потребителей. При этом истинные намерения улучшить собственную экономику за счет ухудшения финансового состояния граждан Украины прикрываются псевдопатриотической риторикой о защите «украинского производителя» и сохранения рабочих мест. Сколько на самом деле, скажите на милость, осталось в наших НПЗ «украинского»? Разве что земля, на которой они построены, да и то с большими уточнениями по факту ее нынешней формы собственности…
И так ли уж плох импорт, если говорить об интересах государства и его граждан? На самом деле импорт диверсифицирован более чем по 10 источникам, а это означает, что и ценообразование на основе конкуренции зависит лишь от объективных обстоятельств, а не от спонтанного желания отдельного владельца НПЗ, всеми силами стремящегося монополизировать рынок нефтепродуктов в стране. Вот и появляются «судьбоносные» идеи, вроде введения заградительных пошлин на импорт (а это – налог, возмещаемый конечным потребителем) или предоставления необъяснимых с точки зрения логики преференций за счет госбюджета, если говорить об освобождении нефти от НДС.
Вот уже второй год подряд, при лоббировании чиновников профильного министерства, не прекращаются дискуссии о введении пошлины на импорт нефтепродуктов и «нулевой» ставки НДС на импортируемую нефть. И второй год подряд нагнетается «истерия» по поводу «бедственного» положения владельцев украинских НПЗ, доходы которых, к слову сказать, соизмеримы с бюджетом всей Украины. И уже который год подряд, личные интересы чиновников имеют приоритет перед интересами самого государства и ее граждан. При этом удивляет полное отсутствие логики в действиях этих чиновников: еще до конца не закончился процесс первого расследования Межведомственной комиссии по внешней торговле Минэкономразвития относительно целесообразности введения пошлин, как тут же, что называется «не приходя в сознание», снова раздаются заявления серьезных государственных деятелей о необходимости начала нового расследования по тому же вопросу. Понятно, что ротация руководителей министерств у нас происходит быстрее, чем они полностью вникнут в проблемы вверенной им отрасли, но нужно же хотя бы найти время и ознакомиться с выводами предыдущего расследования. Хорошо еще, что усилиями участников рынка и той незначительной части госчиновников, у которых понятия собственного благополучия и благосостояния страны не настолько запутаны, эти процессы идут не так быстро, как того хотелось бы владельцам НПЗ и их лоббистам. И последние не гнушаются никакими методами для «продавливания» своих бизнес-интересов, включая организацию пикетирования КМУ силами работников своих НПЗ. Так, 20 июня представители трудового коллектива Лисичанского НПЗ (входит в структуру ТНК-ВР) организовали митинг возле здания Луганской ОГА с требованием посодействовать запуску завода. Сотрудники НПЗ и жители Лисичанска даже подписались под обращением к Виктору Януковичу, в то время как к собственнику завода никакие обращения не подписывались. Митингующие обвиняют украинские власти в остановке НПЗ, забывая о том, что одна из крупнейших российских нефтяных компаний за все время владения заводом так и не смогла (или не пожелала) создать современное конкурентоспособное предприятие. Как сообщает OilNews, «…работники НПЗ планируют арендовать два автобуса в Луганской, Донецкой или Харьковской областях для доставки участников акции протеста в Киев до места пикетирования и обратно домой. Акция протеста, в которой намерены принять участие около 80 человек, пройдет с 9 по 12 августа текущего года».
Особенное недоумение вызывает то, что рабочие завода (кто режиссер этих действий, объяснять не нужно) требуют возобновить работу остановленного предприятия не от владельцев НПЗ, а от Луганской ОГА, руководитель которой даже заявил о том, что они (вдумайтесь!) уже «ищут потенциального покупателя Лисичанского НПЗ». Я бы еще понимал, если бы там прозвучала фраза «по просьбе собственников» или «по поручению компании ТНК-ВР», а так подобное заявление отдает дешевым популизмом. Согласитесь, довольно странно было бы узнать, что какая-то областная или городская администрация озабочена поиском покупателя на вашу квартиру, которую вы и продавать-то не собирались. А что же истинные владельцы Лисичанского НПЗ? – спросите вы. А ничего, они продолжают демонстрировать свое колониально-потребительское отношение к Украине вообще и к принадлежащему им стратегическому предприятию в частности, прибегая к лоббированию собственных интересов и не гнушаясь ни криминальным подкупом нужных чиновников, ни открытым шантажом правительства (остановка НПЗ), ни искусственным нагнетанием недовольства в коллективе предприятия, как последним из аргументов. Вот и получается, что мы имеем приватизированную иностранными компаниями отрасль, а они, в свою очередь, успешно имеют нас. Всех вместе и каждого по отдельности.
Леонид Косянчук, президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины»
Авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарий
e-mail адрес уже используется или не существует
слишком короткий пароль
выберите отрасль
не верно введены символы с картинки
пользователь с такими учетными данными не существует
 
EnKorr, 2008-2019. При перепечатке материалов сайта гиперссылка на enkorr.com.ua обязательна. Все материалы, размещенные на enkorr.com.ua со ссылкой на ИА “Интерфакс-Украина”, не подлежат дальнейшему распространению, кроме как с письменного разрешения ИА.