Авторизация
Регистрация
минимальная длинна пароля 6 символов
e-mail адрес уже используется или не существует
слишком короткий пароль
выберите отрасль
не верно введены символы с картинки
пользователь с такими учетными данными не существует
Если вы забыли пароль, воспользуйтесь формой восстановления.

Несбывшаяся «Мрия»: к чему приводят «быстрые победы» силовиков

Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95» - 18 октября, 09:00
Скачать в PDF Отправить ссылку
Главные новости

В конце августа пограничники и сотрудники СБУ доставили в Херсон арестованный танкер «Мрия». Чем была обусловлена столь беспрецедентная спецоперация?

В августе эфир сотрясла новость: в порту Херсона пограничники совместно с прокуратурой АР Крым и Службой безопасности Украины задержали украинский нефтеналивной танкер «Мрия». Тогда силовики штурмовали Херсонский нефтеперевалочный комплекс в выходной день с воды (всех необходимых документов на руках у них не оказалось). Однако вскоре судовладелец в суде оспорил действия этой команды госорганов и вывел танкер в нейтральные воды, где судно продолжило свою работу по бункеровке. Но 20 августа «Мрию» снова захватил отряд пограничного спецназа. В операции  участвовали береговая охрана, военные корабли и три буксира, которые оттащили танкер обратно в Херсон.

Чем была обусловлена столь беспрецедентная спецоперация?

Танкер обвинили в том, что летом 2015 года он четыре раза незаконно заходил в Севастополь. Параллельно история обросла различными подробностями, которые не оставляли сомнений: действия силовиков были единственно правильными. Например, в СМИ появилась информация, что в 2015 году судно поставляло топливо для нужд российского военного флота, а сейчас занимается контрабандой низкокачественных нефтепродуктов.

Угар «победы» быстро растаял. Летом 2015 года этот танкер назывался Vilga и принадлежал российской судоходной компании «Маршалл» (Астрахань), ходил под российским флагом. Но с середины 2018 года судно сменило владельца, было поставлено на учет в Украине, переименовано в «Мрию» и с тех пор работает в Херсоне.

Отметим важную деталь: эпизод по «Мрии» вписали в уголовное производство, открытое еще в октябре 2014 года, т.е. еще даже до предполагаемого захода в Крым. В разные периоды времени в нем фигурировало около десяти кораблей, при этом ни одно из них задержано не было, никому не вынесен обвинительный приговор, корабли продолжают спокойно работать.

Фрахтователь судна ООО «Тефин» и  директор Данил Чалый заявляют, что все обвинения силовиков против «Мрии» основаны на скриншотах некоего новостного сайта. Никаких других «материалов» в деле нет. Не нашла ничего во время обысков на судне и СБУ. Не смогли предоставить  дополнительных данных ни Администрация морских портов Украины, ни командование Военно-морских сил Украины.

Под давлением полностью очевидных фактов, в минувшем сентябре прокуратура АР Крым (базируется в Херсоне) была вынуждена открыть отдельное производство, в рамках которого выписала подозрение капитану, который в 2015 году управлял танкером Vilga.

Чалый отмечает, что новый собственник и новая команда судна не могут нести имущественную ответственность за нарушение порядка въезда в оккупированный Крым. Поэтому, согласно положениям Уголовно-процессуального кодекса Украины, судно у нового собственника невозможно изъять.

Также выяснилось, что если по обвинению в посещении Крыма у правоохранителей был хотя бы скриншот с сайта, то по контрабанде у правоохранителей вообще ничего нет и не было. Откуда взялась эта сюжетная линия в СМИ во время задержания, это отдельный вопрос.

Фактически, дело развалилось еще до суда и танкер необходимо отпускать.

Но не в Украине. Арест не только не сняли, судно оперативно передали в управление Национальному агентству по вопросам выявления, поиска и управления активами, полученным путем коррупционных и других преступлений (АРМА).

7 октября 2019 года соответствующее ходатайство следователя СБУ поддержал Херсонский суд. В открытых материалах судебного рассмотрения следователь мотивирует необходимость такого шага опасениями за сохранность судна, при этом он месяц находится под вооруженной охраной у причала в Херсонском порту.

Здесь отметим еще одну важную деталь: в нейтральных водах вооруженная до зубов межведомственная команда силовиков, воистину заслуживающая лучшего применения, захватила «Мрию» с грузом 2,5 тыс т дизельного топлива, принадлежащего фирме-нерезиденту стоимостью почти $1,5 млн.

Подведем итоги этой поистине блестящей спецоперации

Доказательств захода в Крым и контрабанды нет. Дело рассыпалось. Но танкер остается арестованным, его даже успели передать АРМА.

Украинский судовладелец и зарубежная компания-владелец нефтепродуктов лишены доступа к своему имуществу, несут убытки. Виноватых со стороны государства нет. Ни СБУ, ни Госпогранслужба, ни прокуратура АР Крым не спешат ни извиняться, ни ходатайствовать в суде о снятии ареста с «Мрии».

Между тем есть прозаичный вопрос: кто компенсирует налогоплательщикам затраты на проведение этой громкой, но «холостой» спецоперации?

Работа морского и двух речных буксиров, сопровождение военными кораблями, катера погранслужбы, спецназ, услуги по содержанию арестованного судна в порту Херсона… Это миллионы государственных гривен, потраченных неизвестно зачем и неизвестно по чьему приказу.

Но это мелочи по сравнению со следующим.

Захваты кораблей, удержание топлива зарубежных компаний, проблемы с Энерготаможней, которая может без особых усилий заблокировать огромные партии нефтепродуктов, — все это убивает остатки рейтинга страны в глазах международного бизнеса.

Если в начале лета, после выборов президента, в банковских и трейдерских кругах Европы наблюдалось оживление и оптимизм, то сегодня все вернулось в исходную точку. Кредитовать поставки в Украину снова никто не хочет, а трейдеры не рискуют везти сюда топливо (в мире есть много более спокойных мест).

Между тем, морские поставки — это основная альтернатива российским энергоресурсам, а отсутствие альтернативы лишь усилит нашу зависимость от импорта с Севера.

Усугубится ситуация и на внутреннем рынке, ведь уменьшение альтернативных источников поставок лишь усилит олигархический бизнес, который работает на своих, а не кредитных деньгах. Все это ударит по конкуренции и в конечном счете — по экономике страны и простому потребителю.

Говорят, история с украинским танкером — это одна из попыток силовиков показать президенту и обществу быстрый результат. Но новая команда пошла по старой кривой дорожке — примитивной показухе, которая в описанном случае стоила госбюджету немалых средств и еще аукнется крайне тяжелыми последствиями для имиджа и экономики страны.

И главное, что в итоге был достигнут обратный результат и для самой новой команды силовиков, с которой люди и бизнес связывали большие надежды на честные правила игры и дистанцирование силовиков всех мастей от экономики.

Источник: Лига.Бизнес

 

Авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарий
e-mail адрес уже используется или не существует
слишком короткий пароль
выберите отрасль
не верно введены символы с картинки
пользователь с такими учетными данными не существует
 
EnKorr, 2008-2019. При перепечатке материалов сайта гиперссылка на enkorr.com.ua обязательна. Все материалы, размещенные на enkorr.com.ua со ссылкой на ИА “Интерфакс-Украина”, не подлежат дальнейшему распространению, кроме как с письменного разрешения ИА.