У початок

Мы все равно заплатим за российский газ


Артем Куюн, аналитик «Консалтинговой группы А-95»

Запрет на импорт нефтепродуктов из России, о котором накануне своей отставки заявил Арсений Яценюк, не на шутку всколыхнул общественность.

Пресса пишет об исчезновении российского бензина, хотя его из РФ мы фактически не покупаем уже много лет – там нехватка этого продукта. Самой массовой же строкой в поставках является дизельное топливо (ДТ). В первой половине прошлого года его доля на рынке ДТ достигала 30%, возможно, была бы еще выше, если бы сами российские власти не закрыли экспорт ДТ в Украину в октябре 2015 года.

Однако в российском экспорте есть еще одна позиция, которая крайне влиятельна на внутреннем рынке. Это – сжиженный газ, который все чаще используется в Украине как моторное топливо, вытесняя бензин. По моим последним данным, на каждые 10 литров проданного бензина на среднестатистической украинской АЗС уже приходится почти 8 литров сжиженного газа. При этом дизтоплива на 10 л бензина продается 12 литров. Между тем по результатам I квартала 2016 г. доля российских поставщиков пропан-бутана на украинском рынке вплотную приблизилась к 45%.

В этом ключе вероятный запрет на поставки сжиженного газа из России выглядит намного более угрожающим. В 2015 г. дизтопливо приходило из десяти источников, тогда как 94% импорта сжиженного газа – только из двух: Россия и Беларусь.

Есть ли жизнь после такого запрета? Надо сказать, что этот вопрос курсирует по рынку с самого начала боевых действий в Донбассе, через который, кстати, приходил почти весь импорт из РФ.

Будучи под боком у одного из крупнейших производителей энергоресурсов, Украина никогда особо не нуждалась в других источниках поставок. На это дальновидно была направлена и госполитика в энергетической сфере. Теперь ситуация иная.

В первую очередь, обратим внимание на Польшу, которая является настоящим хабом сжиженного газа в Восточной Европе. Польский рынок, один из крупнейших в Европе, аналогично запитан на Россию. В последнее время поляки диверсифицируют источники поставок, принимая газ с севера, где расположено еще более крупное скопление ресурса – куст АРА (Амстердам-Роттердам-Антверпен). Северо-Западная Европа в свою очередь с недавних пор активно осваивает пропан из США, где он производится в избытке и его стоимость во многом складывается лишь из транспортировки через океан. Более того, уже зафиксированы поставки американского пропан-бутана в Турцию.

С 2010 г. мы проводим одни из крупнейших конференций по сжиженному газу – LPG Ukraine. На мероприятие стабильно приезжают гости из Польши, Словении, Сербии, Венгрии. Еще шесть лет назад делегаты из Восточной Европы интересовались одним вопросом – закупка газа у россиян, казахов и «сябров». Сейчас же европейцы начали предлагать свой «на Украину». К примеру, в прошлом году компания из Словении предлагала газ с отгрузкой из собственного хранилища по рыночным ценам. Стоимость его доставки до украинско-венгерской границы – порядка €40, что нивелировало всю экономику. Но: в случае надобности поставщик обещал ресурс во Львове через три дня оплаты.

В общем, газа хватает, а его стоимость для Украины всегда будет равна цене российского плюс затраты на логистику (ну и с небольшим приварком трейдера). Если в деньгах, то это $50-60 на тонне газа или 0,85-1 грн на литре. При сегодняшних ценах это до 15%. В целом, учитывая, что газ в последние два года и так неприлично дешев, такой рост потребитель «проглотит».

Диверсификация стоит денег, это факт. Успех российских поставщиков в Украине обусловлен низкой стоимостью их продукции. Россия – один из крупнейших производителей сжиженного газа в мире и это топливо в стране в стабильно крупном избытке в отличие от тех же бензинов, с которым регулярно там случаются дефициты. С экспортом тоже не все так сладко. В отличие от дизтоплива, далеко не весь сжиженный газ российского производства проходит европейские требования качества. Это подстегивает россиян к упорной борьбе за рынки сбыта, где самым эффективным инструментом остается цена. А в условиях, когда логистика на низком рынке «съедает» до 80% цены продажи, ближайшие рынки самые желанные, и Украина с ее растущим потреблением – то, что надо.

Сегодня единственный конкурент россиян в Украине – Беларусь, которая имеет крупное преимущество в логистике. Что будет, когда канал поставки из РФ закроется, мы уже знаем. В сентябре 2015 года крупнейший поставщик – «Роснефть» – в силу неизвестных причин почти на месяц прекратил поставки. Уход с рынка трейдера такого масштаба оперативно взвинтил цены во всей Восточной Европе. Украинские трейдеры отмечают, что будь еще пара недель такого «голодания» и ресурс точно начал бы сочиться с Запада. Не исключено, что порты в Одессе и Ильичевске, отгружающие сейчас транзитный газ на море, решили бы переориентироваться на перевалку газа внутрь страны. Я не сомневаюсь, что в обозримой перспективе все эти тропинки будут протоптаны. Не возникает сомнений и в том, что в итоге к нам попадет тот же российский газ, только он будет дороже на размер логистики и маржи европейского трейдера. Подорожавший белорусский газ, кстати, аналогично сделан из российского сырья.

Так что без газа не останемся, как не останется Россия без нашего рынка. Заработают россияне, заработают белорусы, заработаю европейские трейдеры. Оплатим все это – мы. 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти